На главную

Министерство архитектуры и строительства
Республики Беларусь

«Каждый, кто там был, — герой…»

15 февраля 2016 года
15 февраля в Беларуси чтят память воинов-интернационалистов. В этот день в 1989 году последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударья под Термезом — завершился вывод войск СССР из Афганистана. Война в этой стране длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Свыше 14 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны.

Время отдаляет нас от тех событий. Не стало могучей державы, чьи интересы защищали в далеком Афгане и тысячи белорусов. Однако память о войне по-прежнему болью отзывается в сердцах матерей, отцов, вдов, детей тех парней, которые возвращались домой «грузом-200». Для них 15 февраля — День памяти…

Непросто было и тем, кто уцелел. Жить как прежде не получалось — приходилось заново учиться радоваться каждому дню, строить планы на будущее, а кому-то еще и осваивать профессию. В общем жить будто ничего и не было. Попав в эту «мясорубку» 18-летними мальчишками с неокрепшей психикой, они возвращались оттуда повзрослевшими, повидавшими ужасы войны закаленными солдатами. Эта трагедия четко разделила их жизнь на «до» и «после».

В строительном комплексе Республики Беларусь трудится немало воинов-интернационалистов. Среди них крановщики, формовщики, монтажники-высотники, водители и т. д. Каждый из них сегодня — не только профессионал своего дела, но и муж, отец, дедушка. Но всех их объединяет одно — ежегодно 15 февраля они собираются у памятных мест, чтобы почтить память не вернувшихся боевых товарищей.
Одним из тех, кто сполна познал все тяготы войны в чужой стране, — Михаил ТУРОВЕЦ, строитель из Витебска. Около 26 лет он работает формовщиком на Витебском ДСК. О трагедии в Афганистане Михаил Геннадьевич не любит говорить (как, впрочем, и все, кто там был), лишь отвечает кратко: «Никто не забыт, ничто не забыто». Страшно вспоминать некогда увиденное и пережитое.

На афганскую войну он попал в 18 лет. Кода пришла повестка в армию, даже и не предполагал, где ему придется служить предстоящие месяцы. Настораживало лишь одно: слишком быстро его забрали, даже опомниться не успел.

— До Афганистана я учился в училище от мясокомбината в городе Орша. Осваивал профессию машиниста холодильных установок. Когда пришла повестка, экзамены пришлось сдавать экстерном, а диплом мой забирал отец. Как-то быстро я оказался на этой войне, — вспоминает Михаил Геннадьевич. — Из Орши меня отправили в Витебск, из Витебска — в Борисов, после были Минск, Донецк, Ташкент и… Термез. Куда везут — никто не говорил. Представьте себе картину: вы сейчас находитесь в Ташкенте — солнце, цветы, живописная природа… Самолет, и через пару часов попадаете на войну, видите этих потрепанных боями солдат с автоматами наперевес, местное население с наганами. Спустя три месяца ускоренной учебки мы, молодые пацаны, уже ничем не отличались от этих солдат. Спросите, было ли страшно… Было. Но особенно — в первые дни пребывания на войне и последние…

Ровно полтора года Михаил Туровец служил на севере Афганистана в городе Пули-Хумри, что в переводе на русский означает «Долина смерти». Многие его товарищи там погибли как от пули врага, так и от тяжелых климатических условий, местных болезней. Михаил Геннадьевич и сам перенес там тяжелое заболевание. О жестоких боях — не говорит, не берется высказывать и свое отношение к афганским событиям. Правильно или неправильно это все было — сейчас не столь важно. Ничего не изменить. Лишь в одном он уверен точно: каждый, кто там был, — герой.

— Хочу поздравить всех воинов-интернационалистов, членов их семей с этим значимым днем. Семьям погибших — высказать искренние соболезнования. Всем желаю счастья, здоровья и чтобы в наше мирное время в Беларуси мы никогда не получали таких грустных известий, — резюмирует Михаил Туровец.

Татьяна ХАРЕВИЧ
предыдущая
К списку
следующая