
Трудное положение промышленной отрасли сегодня у всех на слуху. Профицит предложения, дебиторская задолженность, снижение объемов производства, невыполнение заданий по экспорту – основные «болячки», с которыми столкнулись многие предприятия строительного комплекса. Наиболее критическая ситуация сложилась со складскими запасами. При задании 73% фактический уровень товара на складах в конце 2013 года составил 90,3%. За январь текущего года эта цифра достигла уже 130%. Особенно сложное положение сейчас переживают ОАО «Гомельстекло», ОАО «Стеклозавод «Неман», цементные заводы.
Пути выхода из ситуации попытались найти на очередной коллегии Минстройархитектуры, которая прошла в Минске 21 февраля под председательством министра архитектуры и строительства Беларуси Анатолия Черного. В мероприятии принял участие весь руководящий состав ведомства.
Работа над ошибками
В своем вступительном слове Анатолий Черный обозначил все ключевые задачи, которые сегодня стоят перед строительной отраслью, – увеличение экспорта и борьба не только на действующих, но и потенциальных рынках сбыта.
– К сожалению, экспортом у нас мало кто умеет заниматься. Поездки в ближайшие и дальние регионы показывают, что потребитель заинтересован в наших строительных материалах, – констатировал министр. – Потенциальных клиентов подкупает выгодная логистика, высокое качество и приемлемая цена. Есть масса выгодных предложений, просто с ними нужно работать. В этой связи мы планируем внести изменения в контракты руководителей и привязать стимулирующие выплаты к наиболее важным общеотраслевым показателям – экспорт, задания по разгрузке складов, выработка на одного работника. Словом, акценты в премировании руководящих кадров будут смещены.
Успешной работе на мировых рынках будет способствовать, по мнению министра, и грамотная политика по формированию цен на продукцию. Важное решение в этом направлении было принято на уровне правительства: сейчас в зависимости от той цены, которая сложилась на внутреннем и внешних рынках, реализовывать товары можно и ниже себестоимости.
Как варианты выхода из сложившейся ситуации – консервация основных производственных фондов и вывод из состава предприятия объектов социальной сферы (общежития, торговые дома, столовые и др.).
Обращаясь к присутствующим, Анатолий Черный отметил, что поиск наиболее гибких схем по разгрузке складов – задача как руководителей предприятий, так и министерства.
– Мы все должны стремиться к тому, чтобы наше производство работало эффективно. Для экономики страны это сейчас самое важное, ведь у нас нет нефти, газа и других полезных ископаемых… – всего того, на чем можно было бы заработать. Мы имеет лишь то, что создали своими руками, – сказал министр. – Большинство предприятий отрасли модернизированы, в результате чего достигли высокой степени амортизации, вышли на нормальную себестоимость и качественный продукт, который необходимо продать. Обеспечить рекламу, активизировать работу внешнеэкономических служб, наладить прямые контакты с партнерами – вот та работа, которой нужно заниматься.
Выступление министра продолжил его заместитель Александр Сидоров. В своем докладе он акцентировал внимание на отдельных организациях, которые, по его мнению, должны пересмотреть подходы в позиционировании себя на внешних рынках. Большинство из них имеют солидный экспортный потенциал. Второй вопрос, затронутый замминистра, касался системности работы по показателям.
– Как грубейшее нарушение будет расцениваться наращивание объемов с целью накопления запасов или разгрузка складов путем увеличения дебиторской задолженности, – резюмировал Александр Сидоров. – Вместе с тем дебиторская задолженность по нашим валообразующим и градообразующим предприятиям имеет тенденцию к росту. Решить эту проблему непросто, но министерство готово участвовать в ее решении, стучаться во все двери. Но нужны предложения.
Разгружаем склады
О том, как решаются проблемы по разгрузке складов на ОАО «Красносельскстройматериалы», рассказал руководитель данного предприятия Валентин Веретило.
– Прошлый год мы завершили для себя убыточно. К сожалению, проблемы усугубляются. Не далее как три года назад экспорт продукции считался чуть ли не преступным действием со стороны руководителей, поскольку цемента не хватало и на внутреннем рынке. Да, за этот период страна решила многие проблемы, прежде всего связанные со строительством жилья, но рынки упущены. На наше место пришли производители из Швеции, Литвы, Польши… Теперь мы пытаемся вернуть свои позиции. Калининградский регион России уже готов работать с нами.
Еще одну актуальную проблему озвучил директор предприятия. На трех цементных заводах были реализованы крупные инвестиционные проекты, которые сулили цементникам весьма радужные перспективы. Однако сегодня заводы обременены обслуживанием этих проектов в части выплаты кредитов. Ситуация конкретно по ОАО «Красносельсксройматериалы»: в прошлом году предприятие должно было двумя траншами выплатить проценты по Эксим банку Китая. Но внести как первую часть долга, так и вторую здесь не смогли, поскольку у акционерного общества не было средств. Причина – дебиторская задолженность. По словам Валентина Веретило, если бы на внутреннем рынке с ними рассчитались, то за счет текущей деятельности и имея на счетах белорусский рубль они погасили бы проценты по январскому и июньскому кредиту. Выход из сложившейся ситуации руководитель видит в выделении целевой финансовой помощи субъектам хозяйствования – как строителям, так и промышленникам.
В разыгравшейся дискуссии Анатолий Черный призвал руководителей отрасли не жаловаться, а предлагать конкретные механизмы выхода из сложившейся ситуации.
– То, что вы рассказали, – всем известно. Проблемы есть, но они так просто не решаются. Сейчас мы обсуждаем, как будем выходить на внешние рынки, – высказал свое пожелание министр. – Чтобы избежать какие-то спекуляции на тему того, надо было ли строить три цементных завода или нет, сразу отвечу: «Надо». Сегодня по сухому способу мы можем получать цемент по 67 долларов за тонну. По рынку это позволяет установить проходную цену. Другой цемент, который производится сейчас по мокрому способу, не проходной – на внутреннем рынке цена за тонну сырья держится в районе 85 долларов при себестоимости 90 долларов. Сегодня около 5.4 млн тонн цемента выпускается по сухому способу. И если допустить, что ситуация сложится совсем плохо, то можно работать только благодаря сухому способу. Страна потребляет 4,6–4,7 млн тонн. Также у нас заключены выгодные договоры с российскими партнерами.
Выступление Валентина Веретило поддержал исполняющий обязанности директора ОАО «Кричевцементношифер» Александр Боровиков. Он подчеркнул, что об улучшении финансовых показателей предприятия говорить не приходится, поскольку себестоимость белорусского цемента из-за разницы в цене энергоносителей выше, чем у российского. По мнению Александра Боровикова, снизить ее можно за счет уменьшения доли импортных газа и угля, заменив их местными видами топлива или ТБО. В этом направлении на ОАО «Кричевцементношифер» уже сделаны первые успешные шаги.
Из дефицита – в профицит
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – так охарактеризовал ситуацию, которая сегодня сложилась на ОАО «Гомельстекло», директор предприятия Сергей Ковалев.
– Конечно, хорошо, когда тебе кто-то подаст руку. Тогда проще выходить из сложной ситуации, но есть понимание того, что многое зависит и от нас самих, – отметил Сергей Ковалев. – Обстановка на предприятии крайне сложная. С 2008 года мы начали проводить масштабную работу по модернизации. Это позволило получить по техническим характеристикам и физическим свойствам качественную продукцию и удержаться на рынках. Но в чем же тогда дело? Проанализировав ситуацию, стало понятно, что решение по наращиванию производственных мощностей было правильным. В то время дефицит стекла на целевых рынках составлял 92 кв. м. Увеличив в два раза производство, рассчитывали, что 70% сырья уйдет на экспорт. Но точно так же думали и наши конкуренты. Так какие же ошибки мы допустили? Первая: идя на переоснащение, не продумали риски рынков сбыта. Модернизация проводилась ради модернизации. Вторая ошибка: умея продавать в рынке дефицита, мы совсем не знаем, как действовать в ситуации профицита.
Во многом критической ситуации на стекольном рынке поспособствовал кризис, связанный с перепроизводством стекла в России. Это потянуло снижение цен на продукцию ниже уровня существующих технологических регламентов по себестоимости.
– Что мы сейчас делаем? Понимая, что такая мера, как сокращение работников, крайне болезненная, мы вынуждены идти на нее. С 2010 года на предприятии высвобождено около тысячи человек, были ликвидированы и некоторые вакансии. Вопросы по оптимизации численности мы рассматривали через возраст наших сотрудников и оставляли только самые высококвалифицированные кадры. Кроме этого у нас жесткая позиция по трудовой дисциплине, – объяснил руководитель. – Также в 2011 году предприятие столкнулось с такой проблемой, как отток кадров. Однако мы не сдерживали этот процесс. С каждым работником проводилась беседа, и все понимали, что после увольнения возврат на завод невозможен. Нам было непросто, но практически через два месяца поток сократился в два раза.
Кроме этого на ОАО «Гомельстекло» снизили себестоимость продукции за счет оптимизации сырья, перейдя от сухих песков к сырым.
Эффективными инструментами в экспортной борьбе поделились и многие другие руководители предприятий. Большинство докладчиков сошлись на мысли, что во многом успех зависит от грамотной маркетинговой политики, рекламы и участия в международных специализированных выставках. При этом они отмечают, что обязательным условием является присутствие на подобных форумах высшего руководства и других компетентных лиц, имеющих полномочия для проведения переговоров.
Татьяна Харевич