
Ресурсная система ценообразования в России может заработать к концу 2017 года. Такое заявление сделал на минувшей неделе министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень.
База для перемен заложена в законопроекте об изменениях в градостроительный кодекс, внесенном на рассмотрение правительству РФ, где предусмотрена возможность перехода от метода индексно-базисного определения стартовой цены к более современному ресурсному методу, чтобы у сметчиков была альтернатива считать возможные варианты проектно-сметной документации.
— Для нас важна полная база данных всех ресурсов, которые задействованы на стройке. Мы рассчитываем, что к концу 2017 года мы сможем предоставить проектировщикам такую возможность, — уверен министр. 25 ноября этот законопроект стал предметом обсуждения на комиссии общественного совета Минстроя, где был одобрен специалистами.
Законопроект с изменениями в Градостроительный кодекс будет отправлен в правительство в декабре. Возможно, примут документ к лету 2016 года. Обновлять устаревшие базы и методики планируется на базе Федерального центра ценообразования в строительстве (ФЦЦС).
— За 9 месяцев 2015 года Минстрой России уже сэкономил 232 млрд рублей только на проверке сметной документации. В итоге реформы мы рассчитываем, что удастся сэкономить государству значительно большие средства за счет появления самого инструмента для правильного расчета смет. То есть речь идет не о хирургии и даже не о терапии, а о профилактике возможных неточностей и ошибок, — рассказал руководитель центра Сергей Фокин. — Естественно, можем говорить о том, что высвобождающиеся в итоге многомиллионные денежные потоки будут направлены государством на другие жизненно важные нужды — ЖКХ, социальные проекты и так далее.
К слову, эксперты уже назвали этот процесс «революцией в ценообразовании». Ведь смена расчетного метода позволит экономить сотни миллионов рублей, выделяемых из бюджета.
Замглавы ФЦЦС Екатерина Голоулина отметила, что реформа ценообразования затронет все объекты бюджетного строительства. Это дорожная и транспортная инфраструктура, метро, аэропорты, порты, объекты социальных отраслей, объекты городской инфраструктуры.
— Среда, в которой мы живем, состоит из объектов бюджетного строительства, начиная от многоуровневых дорожных развязок, заканчивая скамейками в парке и детскими площадками во дворе, — добавила она.
Как отмечалось в ходе обсуждения документа на общественном совете, систему давно надо было менять. Сегодняшнее ценообразование в России представляет собой набор устаревших методик, которые не имеют четкой иерархии, часто противоречивы как по методологии, так и по содержанию, и не вызывают доверия ни у государственных органов, ни у профессиональных сообществ, ни у крупных отраслевых корпораций. Ведь их использование слишком часто становилось поводом для завышения стоимости строительства еще на этапе проектирования. Кроме того, существующая система не раз критиковалась за непрозрачность и высокие коррупционные риски.
С переходом на новые условия работы у государственных органов и подрядчиков появится единый механизм как детализированного, так и укрупненного ценообразования в строительной области, основанный на мониторинге и актуализации текущих цен на ресурсы, оборудование, материалы и труд с помощью современных, единых для отрасли, методик расчета.
Дело в том, что сегодня эксперты центра используют лишь 400 сметных нормативов для строительных материалов и монтажных работ, которые не только не помогают оптимизировать затраты, но и заметно увеличивают стоимость строительства. В будущем же в Минстрое планируют учитывать все детали и задействовать чуть ли не 300 тыс. сметных нормативов. Для каждого вида крана, сваи, кирпича, цемента и других материалов и работ будет разработан свой код. Эта новая схема позволит поэтапно перейти с устаревшего индексно-базисного метода к более современному и более объективному ресурсному методу.
Реализация концепции планируется в три этапа, основной из которых приходится на 2016 год. Директор департамента финансов Владимир Мешков подчеркивает:
— Основная задача — реализовать первый этап информационной системы, в который войдет мониторинг строительных ресурсов. В 2017 году мы планируем внедрить классификатор и кодификатор во все сферы строительства, у нас уже начнет работать государственная информационная система.
Единый координационный центр, которому и придется отвечать за реализацию политики в сфере сметного нормирования и ценообразования будет работать на базе Минстроя.
В Беларуси действует Указ № 361 от 11 августа 2011 года.
Этот указ касается сметной документации на строительство объектов, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 года. Данная документация уже разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов. Источник финансирования здесь не важен.
Так, с 1 января 2012 года Беларусь ушла от разработки сметной документации в базисном уровне цен и перешла к определению сметной стоимости строительства в ценах текущего периода на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.
Республиканским унитарным предприятием «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» разработана и в декабре 2011 года утверждена Минстройархитектуры новая нормативная база по определению сметной стоимости строительства на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Для этих целей в республике также налажена система мониторинга цен и тарифов, создана и постоянно пополняется Республиканская база текущих цен на ресурсы.
Для обеспечения внедрения в практику ценообразования в строительстве методов, основанных на укрупненных показателях стоимости и стоимости объектов-аналогов, в республике созданы и ведутся Республиканский фонд проектной документации и Республиканский банк данных объектов-аналогов.
Елена Крутолевич
Республиканская строительная газета № 45 (642)