Право
Антикоррупционное законодательство: Генпрокуратура отвечает на вопросы
В Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь поступают обращения от организаций отрасли о применении норм Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305 «О борьбе с коррупцией». В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь подготовили ответы на самые часто встречающиеся вопросы.
В. Кого из работников предприятий можно отнести к государственным должностным лицам?
В случае, если по коду «1» общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 006-2009, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (в ред. от 29.12.2015) категории должностей служащих нельзя отнести к государственному должностному лицу, относятся ли к указанной категории — заместители начальников структурных подразделений; бухгалтеры; инженеры; главные экономисты; главные технологи; специалисты, у которых нет подчиненного персонала и которые не уполномочены на самостоятельное совершение юридически значимых действий, но в силу должностного положения единолично готовят проекты документов, порождающие возможные правовые последствия должностных лиц; работники, которым предоставлено право выдавать от своего имени обязательные для исполнения предписания; ученые секретари; заведующие лабораториями в структуре отдела; заведующие секторами в структуре отдела; заведующие бюро; руководители служб; руководители групп в структуре отдела; специалисты, несущие самостоятельную ответственность за определенный участок работы; бригадиры, если они согласно ЕТКС и трудовому договору относятся к категории рабочих, а функции по руководству бригадой выполняют в силу должностных инструкций или приказа нанимателя с соответствующей доплатой или без доплаты?
О. Понятие государственного должностного лица приведено в абзаце 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией. К указанной категории отнесены, в частности, лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно- территориальных единиц.
Вопросы отнесения той или иной должности к категории связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных обязанностей разъяснены в п.п. 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 - 428 УК)».
Понятие лица, приравненного к государственному должностному лицу, приведено в абзаце 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией. К данной категории относятся, в том числе, лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 - 428 УК)»).
В этой связи вопрос об отнесении того или иного лица к категории государственных должностных лиц, либо к категории лиц, приравненных к государственным должностным лицам, должен решаться в каждом конкретном случае исходя, в частности, из правового статуса такого лица, круга его должностных обязанностей, перечня предоставленных полномочий.
В. Всегда ли нужно создавать антикоррупционные комиссии?
Меры борьбы с коррупцией реализуются в частности посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
Из пункта 1 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2015 № 326) следует, что комиссии создаются, в том числе, в хозяйственных обществах с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, являющихся управляющими компаниями холдингов.
Вправе ли организации самостоятельно принимать решение о целесообразности создания комиссий и определять порядок их деятельности, а также необходимо ли иметь комиссии по противодействию коррупции в организациях и их обособленных структурных подразделениях (филиалах), если доля государства в уставном фонде более 50 процентов и управляющей компанией холдинга организация не является?
О. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 №1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» является составной частью законодательства о борьбе с коррупцией и подлежит обязательному применению к соответствующим правоотношениям. Документ определяет порядок создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции, в том числе, в хозяйственных обществах с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, являющихся управляющими компаниями холдингов.
Исходя из действующей редакции приведенной нормы, положения документа не распространяются на хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, не являющиеся управляющими компаниями холдингов.