На главную

Министерство архитектуры и строительства
Республики Беларусь

Всемирное наследие ЮНЕСКО: что мешает белорусским памятникам архитектуры попасть в престижный список?

21 декабря 2016 года
Нахождение в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО не только вопрос престижа страны, но и новые возможности для развития локальных территорий, оживления их экономики. Беларусь обладает объектами, которые могли бы пополнить такой список. Процесс тормозит отсутствие координирующего органа и недостаточное внимание со стороны властей.

Какие плюсы?
На сегодняшний день от Беларуси в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО находятся 4 объекта. Из них 3 были включены по культурным критериям — Мирский и Несвижский замки, Геодезическая дуга Струве, и 1 по природным — Беловежская пуща. О том, как в наибольшей степени задействовать потенциал ЮНЕСКО при работе с историческим наследием Беларуси, эксперты обсудили в рамках круглого стола, прошедшего 13 декабря в Минске.

По словам Владимира СЧАСТНОГО, экс-председателя национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, нахождение в Списке дает объектам ряд преимуществ. Так, помимо дополнительной рекламы, они получают повышенное внимание со стороны республиканских и местных властей. Например замки Мира и Несвижа, не будь они в Списке, не получили бы такого объема финансирования, позволившего провести реставрацию сравнительно быстро и качественно.

— Включение в Список также спасает объекты от непродуманной реставрации и строительных нарушений. В противном случае на этих объектах безвозвратно был бы утерян аутентичный облик.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Ольга ПОПКО подчеркнула, что высокий статус исторического объекта позитивно влияет на развитие населенного пункта, где он расположен. В пример был приведен городской поселок Мир, где благодаря замковому комплексу появилось много новых рабочих мест — открылись рестораны, гостиницы и другие объекты сервисного обслуживания.

— Поселок просто расцвел, — делится впечатлениями Ольга Николаевна. — В этом году в Мире был открыт детский сад, потому что старый не справлялся. Этот населенный пункт стал местом, где жить престижно и удобно. Замок сыграл в этом ведущую роль. Его статус стал стимулом, который позволил остаться молодым семьям. Это прекрасный пример развития региональной территории.

При этом парламентарий отметила, что финансовые затраты на реставрацию объекта такого уровня отнюдь не фантастического размера — они сравнимы со строительством завода. Однако при этом не оцениваются влияние такого объекта на развитие страны и непрямые индикаторы успешности проекта.

Не хватает системности
Участники круглого стола пришли к выводу, что, несмотря на позитивные тенденции, Беларуси предстоит еще немало сделать, чтобы историческое наследие стало органичной частью культурной среды и приносило пользу стране. Этот вектор должен стать частью политики государства.

— У нас нет понятия урбанистической политики, — говорит Алла СТАШКЕВИЧ, начальник отдела научно-методического обеспечения деятельности по охране историко-культурного наследия Института культуры Беларуси. — Мы ни в малых, ни в крупных городах не разрабатываем ни колористический код, ни концепцию навигации. Верхний город в Минске — пример грамотного подхода. Здесь разработали хорошую навигацию на нескольких языках, колористический код работает прекрасно. Но это, к сожалению, единичный пример, и он не является частью политики.

— Мы недооцениваем работу с международными организациями, — отмечает начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Игорь ЧЕРНЯВСКИЙ. — Не хватает структуры, которая бы координировала эти процессы. Нет системной работы с ЮНЕСКО. А в регионах не хватает необходимой экспертной поддержки.

Специалисты согласились, что назрела необходимость создания структуры, которая занималась бы взаимодействием с международными организациями, обеспечивала работу экспертов и менеджмент перспективных объектов. По мнению Ольги Попко, эта структура могла бы работать на уровне технического секретариата.

— Мы не используем техническую поддержку ЮНЕСКО в сфере проектного менеджмента. У организации есть несколько фондов, которые успешно работают с другими странами в рамках разных конвенций. Нужно научиться составлять заявки на техническую и проектную поддержку. Кроме того, ЮНЕСКО не единственная организация. Мы совершенно не используем европейский потенциал, не ратифицировали важные конвенции, например конвенцию Фару. В списках европейского наследия нет ни одного нашего объекта.

Эксперты отметили, что серьезным потенциалом пополнить Список всемирного наследия обладает столичный проспект Независимости. Этому способствует изменение парадигмы на уровне ЮНЕСКО. Сейчас в тренде — архитектура ХХ века, особенно социалистического периода. Однако основным препятствием может стать не критерий уникальности — ее можно доказать, — а аутентичность, причем эта проблема обострилась в последние годы, подчеркивает Игорь Чернявский. Вместе с тем, архитектурный ансамбль главной столичной магистрали сохранился в лучшем виде, чем его конкуренты в Берлине, Москве и Харькове.

В Беларуси дошло до наших дней много уникальных памятников архитектуры. Но далеко не все из них находятся в приемлемом состоянии. Эксперты пришли к выводу, что в этом деле не хватает заинтересованности местных властей, изученности объектов, единого органа со своим финансированием, который бы осуществлял менеджмент перспективных памятников. По их мнению, не следует ограничиваться Списком всемирного наследия. ЮНЕСКО также может стать катализатором восстановления усадеб, которые не только преобразят культурный ландшафт, но и вдохнут новую жизнь в малые населенные пункты, оживляя местную экономику. Причем такие примеры в Беларуси уже есть.

"Республиканская строительная газета", Алексей КОНОПЛЕВ. Фото автора
предыдущая
К списку
следующая