На главную

Министерство архитектуры и строительства
Республики Беларусь

Строить без барьеров

4 декабря 2015 года
Как решить проблемы обустройства безбарьерной среды? Что такое универсальный дизайн? К чему приводит несовершенство действующих ТНПА?.. На эти и другие вопросы попытались найти ответы участники республиканского семинара, организованного по заданию Минстройархитектуры РУП «Стройтехнорм». К участию в мероприятии были приглашены белорусские архитекторы, проектировщики, заказчики, представители общественных объединений инвалидов. Площадкой для обсуждения стал спорткомплекс «Чижовка-Арена». И это не случайно: по итогам конкурса на лучший архитектурный объект Минска «Город без барьеров» спортивное сооружение признано наиболее соответствующим требованиям доступности.

По словам председателя ОО «БелОИ», координатора Офиса по правам людей с инвалидностью Сергея Дроздовского, в республике за последние годы произошел важный сдвиг в отношении общества к людям с ограниченными возможностями. Внимание заостряется не на том, что именно не так с человеком, — инвалидность признается следствием взаимодействия индивида со средой, которая ограничивает или блокирует его участие в жизни общества. Прорывом стало подписание в сентябре текущего года Конвенции о правах инвалидов. В документе представлено общее распределение маломобильных групп населения по категориям. Там же прописано, как внедрить изменения, которые позволят физически ослабленным людям эффективно реализовывать, осуществлять свои права. В отношении обеспечения архитектурной доступности стране предстоит проделать огромный объем работы.

По данным ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников», принципам безбарьерной среды в стране соответствует 10 %, а в Минске — 5 % общественных зданий. Только один из десяти проживающих в столице колясочников может самостоятельно выйти из дома. А большинство из них испытывает трудности с доступностью городской инфраструктуры. Также предстоит решить еще одну проблему: зачастую при проектировании объектов требования безбарьерной среды учитываются, а при строительстве, порой, исчезают.

— На сегодня практика такова: процесс освобождения от барьеров чаще всего упирается, прошу прощения за тавтологию, в барьеры. В большинстве случаев — административные. Ярким подтверждением сказанному служит наш опыт по проведению конкурса на лучший архитектурный объект «Город без барьеров». Цель мероприятия заключалась в том, чтобы выявить наиболее доступные для людей с ограниченными возможностями здания и сооружения столицы. Нам хотелось показать, что в республике есть архитекторы, строители и заказчики, которые стремятся сделать свои объекты доступными для инвалидов. Ведь бесконечно указывать на недостатки тоже не выход, — обратил внимание аудитории Сергей Евгеньевич. — В итоге на суд жюри было представлено всего 36 объектов. И что удивительно: многие из них далеко не образцовые с точки зрения доступной среды. Позже выяснилось, что городские власти пошли административным путем и предоставили на конкурс объекты, на которые в 2014 году были освоены средства на создание и обеспечение доступности.

Словом, как таковой конкурс не состоялся. Выявить идеальный объект в Минске эксперты не смогли — ни одно из зданий не удовлетворяло требованиям незрячих людей. Больше всего нареканий вызвали пункты общественного питания. Сергей Дроздовский отмечает, что в Европе подобные конкурсы проводятся с 2000-х годов и пользуются популярностью у представителей профессионального сообщества, в первую очередь — архитекторов. За рубежом умение создавать доступную среду, отвечающую техническим требованиям, является конкурентным преимуществом при определении застройщика. Во многих странах Евросоюза нет специализированных проектных мастерских, поскольку соблюдение норм доступности является обязательным для всех специалистов. Просто кто-то делает лучше и на этом зарабатывает, а кто-то хуже…

— В Беларуси процесс переоборудования среды выливается в немалые суммы. Но делать это приходится. Из бюджета государства планомерно выделяется целевое финансирование на создание безбарьерной среды, принимаются соответствующие программные документы. Однако к освоению данных средств и подходам у нас, пользователей, есть большие нарекания. Иногда складывается впечатление, будто все это делалось для отчета, — отметил Сергей Дроздовский. — Это растущий конфликт, который будет усугубляться, если мы не вернемся к тому, что изначально строить следует исходя из мер доступности. Причем создавать безбарьерную среду нужно не отдельными элементами (кнопки вызова, пандусы, перила), а в широком понимании универсального дизайна.

Наталья Лазовская По мнению кандидата архитектуры, доцента кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ Натальи Лазовской, понятие безбарьерной среды гораздо шире: кроме физических и административных препятствий есть еще и барьеры, касающиеся отношения общества к физически ослабленным людям. Поэтому особое внимание должно уделяться созданию действительно равных возможностей для всех путем использования инструментов универсального дизайна.

— Когда мы говорим о доступной среде, то у большинства белорусов ассоциативно между словами «инвалид» и «безбарьерная среда» возникает знак равенства. К сожалению, многие думают, что пандусы — только для людей на колясках. И часто собственники зданий представляют себя некими страдальцами, которые должны адаптировать свое здание для конкретных групп населения. Но это не так. Согласно национальным нормативам физически ослабленные лица — это люди с ограниченными возможностями передвижения. Сюда входят не только инвалиды различных физиологических групп, но и маленькие дети, пожилые и т. д. Таким образом, вопрос архитектурной доступности остро стоит не только для пользователей инвалидных колясок, — подчеркнула Наталья Александровна.

Лектор обратила внимание на то, что в Минске практически все объекты, улицы, дома построены по принципу доступности для среднестатистического жителя, т. е. человека работоспособного, без физических отклонений, со средним ростом и весом. Сегодня весь мир пошел по пути универсального дизайна, он становится необходимой частью проектирования, создания товаров и услуг. Универсальный дизайн подразумевает создание среды с полной доступностью для всех без исключения: будь то человек с инвалидностью или без, маленький ребенок или старик.

— Каждый человек имеет право на полноценную жизнь в обществе, учебу, работу. Эти права прописаны в Конституции Республики Беларусь. Но как воспользоваться инвалиду данными возможностями, если не обеспечена доступность к зданиям и сооружениям, объектам транспортной инфраструктуры? Надеюсь, со временем мы все же будем строить без барьеров, включая в практику проектирования основные принципы универсального дизайна, — резюмировала Наталья Лазовская.

Татьяна Савич
Республиканская строительная газета № 44 (641)
предыдущая
К списку
следующая