
Проблемы реконструкции индустриальной жилой застройки прошлого столетия обсудили в Минске в рамках практической конференции «Реконструкция зданий и сооружений: стандарты, тенденции, инновационные материалы». Главная тема дискуссии — модернизация существующего жилфонда — выбрана не случайно: с каждым годом количество строящихся квадратных метров в столице будет планомерно сокращаться, поэтому вопросы реконструкции жилья выходят на первый план. По мнению экспертов, списывать со счетов здания застройки 1960–1980 годов нерационально, поскольку они сохранили значительный остаточный ресурс. Мировая практика свидетельствует: такой подход является наиболее перспективным способом решения жилищной проблемы при ограниченных финансовых возможностях государства.
Стандарты жилья = экономика
Как отметил д.т.н., профессор, директора ГП «Институт НИПТИС им. Атаева С. С.» Владимира ПИЛИПЕНКО, грамотный подход к реконструкции жилищного фонда позволяет придать физически изношенным и морально деградировавшим домам современные потребительские качества, продлить их жизненный цикл, снизить эксплуатационные затраты, построить новое жилье на застроенной территории, существенно улучшить архитектурный облик и среду обитания в массивах индустриальной застройки прошлых лет. В своем выступлении Владимир Митрофанович затронул и тему потребительских качеств новостроек. По его мнению, наиболее значимым показателем, который характеризует современное жилье, является приемлемая для данного периода социально-экономического развития общества стоимость квадратного метра, позволяющая основной массе нуждающихся строить жилье, используя личные доходы и различные формы господдержки.
— Социальный стандарт жилья зависит от экономических возможностей строить квартиры за собственные средства. К примеру, до 2012 года, когда объем кредитования государством строительства жилья составлял более 50 % от общего объема возводимого жилищного фонда, были востребованы однокомнатные квартиры до 45 м2, двухкомнатные — до 60 м2, трехкомнатные — до 80 м2. В настоящее время при снижении объемов льготного кредитования строительства жилья востребованы одно- и двухкомнатные квартиры значительно меньшего метража, — отметил Владимир Пилипенко. — Потребность различных категорий населения, с учетом их экономических возможностей, в квартирах, отличных по площади, инженерному оснащению, отделке, требует разработки и строительства жилья, различного по потребительским качествам. При этом определенной категорией граждан может быть востребовано и жилье массового строительства 1960-1980-х гг. после реконструкции и капитального ремонта.
Выполненные исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что жилье морально деградирует в течение 25-30 лет, т.е. через указанный период население предъявляет к жилью новые требования как по планировочной структуре, включая площадь квартир, так и по инженерному оснащению, отделке, архитектурному облику жилого дома и пр.
Другими словами, через 25-30 лет жилищный фонд требует проведения комплексной реконструкции для придания ему новых потребительских качеств.
Следует отметить, что практика проведения комплексной реконструкции жилых домов первых массовых серий 1960-1970-х гг. строительства выявила определенные трудности, которые не позволяют выполнить весь комплекс работ, обеспечивающих конкурентоспособность этому жилью с новостройками. Это, прежде всего, высокая трудоемкость и стоимость ремонтно-реконструктивных мероприятий.
— Опыт комплексной реконструкции жилищного фонда 1960-1970-х гг. строительства позволяет сделать вывод о том, что при проектировании современного массового жилья необходимо базироваться на таких конструктивно-технологических системах жилых зданий, которые позволяли бы в будущих периодах проводить его реконструкцию с минимальной трудоемкостью и стоимостью, — акцентировал внимание директор ГП «Институт НИПТИС им. Атаева С. С.».
Важнейшим показателем качества современного жилища являются его энергоэффективность, обеспечение комфортных условий проживания, включая соблюдение санитарных норм по температурно-влажностному состоянию и качеству воздушной среды в помещениях. Энергоэффективность жилфонда в значительной степени влияет и на качество среды обитания человека. Реконструкция, проектирование и строительство требуют разработки новых принципов и нового поколения энергосберегающих систем жизнеобеспечения. О такой необходимости свидетельствуют и данные комплексных обследований жилых зданий современной постройки и зданий после тепловой модернизации. К примеру, установка герметичных окон в квартирах не позволяет обеспечить нормативных воздухообмен. Это приводит к увеличению до 70-80 % относительной влажности воздуха, возрастанию концентрации углекислого газа и других вредных веществ, возникновению плесени, грибка на поверхности наружностных ограждений, в санузлах, кухнях и т.п. Как следствие — существенно ухудшает качество воздушной среды в жилых помещениях. Современное жилье, подчеркнул Владимир Пилипенко, требует совершенно иных технических решений систем вентиляции, которые должны обеспечивать не только необходимый уровень воздухообмена, качество воздушной среды, но и утилизацию тепловой энергии, выделяемой в процессе жизнедеятельности человека в квартире.
На века
Немало дискуссий сегодня ведется относительно того, каким должен быть срок службы возводимых зданий и сооружений. Сегодня показатель установлен в районе 150–200 лет. Как отмечает профессор, главный научный сотрудник ГП «Институт НИПТИС им Атаева С. С.» Владимир КАЗАЧЕК, нормативный срок службы здания — важнейшая характеристика, которая позволяет осуществлять долгосрочную градостроительную политику. Но учитываться она должна еще на этапе проектирования.
— Остается решить две задачи: как установить данный срок и как его обеспечить. Что касается первого вопроса, то ответ можно найти в европейских стандартах. Но проблема в том, что в Беларуси не учитывается долговечность (срок службы) строительных материалов и изделий. Технических рекомендаций нет, и никто этим не занимается. А как запроектировать объект на конкретный срок службы, если не имеется информации по долговечности материалов и изделий? — интересуется Владимир Георгиевич, особо подчеркивая, что срок службы здания необходимо назначить для конкретного здания и местности.
За рубежом это прерогатива будущего владельца (заказчика). Проектировщик должен гарантировать, что фактический срок службы здания будет не ниже установленного. Этого он достигает за счет выбора соответствующих материалов, проектных решений, методов возведения, разработки необходимых правил эксплуатации.
— В нашей стране согласно Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь нормативные сроки эксплуатации объекта» обязано устанавливать Минстройархитектуры. На мой взгляд, ведомство может давать лишь какие-то рекомендации, ориентиры. Заказчик проекта, инвестор сам обязан назначать данный срок, оптимальный, по его мнению, для решения поставленных задач: получение дохода, решение социальных вопросов. При этом общество должно иметь право накладывать жесткие ограничения на проект, например на архитектурные решения. Когда срок службы здания заказчиком утвержден, он становится законным для проектировщика, и вопросы его обеспечения строго контролируются на всех последующих этапах инвестиционного цикла, — уточнил выступающий.
По мнению большинства участников конференции, соучастие жителей в строительном процессе вовсе не означает, что подлежат забвению научные критерии качества жилища (в т. ч. гигиенические, противопожарные и др.). Не зная действующие факторы среды, важные для сохранения здоровья, они могут потребовать от проектанта отступить от норм.
Работа на предупреждение
Еще одна важная тема была поднята к.т.н., доцентом, заведующим кафедрой ПГС УО «Белорусский государственный университет транспорта», научным руководителем НИЛ «Строительные конструкции, основания и фундаменты» Александром ВАСИЛЬЕВЫМ — предотвращение аварий зданий и сооружений. Он обратил внимание на то, что в Беларуси в эксплуатации находится огромное количество зданий и сооружений, возведенных в различные годы из неодинаковых по физико-механическим характеристикам и качеству материалов, по нормам и т. д. Эти сооружения требуют постоянного контроля. Практика показывает: подавляющее большинство аварий является следствием недобросовестного отношения к своей работе на каждом из этапов — проектирования, изготовления, транспортировки, монтажа, эксплуатации, либо, как это достаточно часто бывает — на всех сразу.
Существенное влияние на увеличение аварий зданий и сооружений оказывает продолжающийся экономический кризис. В погоне за снижением стоимости работ отдельные руководители отказываются от «второстепенных» работ (теплореновация, гидроизоляция и т. д.), применяют материалы по принципу «главное не лучше, а дешевле», и т. д. Все это, как считает Александр Васильев, и приводит к ухудшению состояния строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых зданий.
— Предвидеть и сократить печальную статистику можно за счет прекращения тиражирования однотипных причин аварий, неквалифицированного выполнения оценки и прогнозирования технического состояния элементов и конструкций, безграмотного ведения ремонтно-восстановительных работ и, прежде всего, за счет прекращения «варварской эксплуатации». Однако главным фактором остается пресловутый человеческий фактор, и не столько там, где аварийная ситуация вызвана тем, что смотритель здания старался, но ему не хватило опыта, а там, где специалист-обследователь отнесся к своей работе только как к возможности быстро и легко получить деньги, — сказал Александр Анатольевич.
Важно, чтобы в обществе появилась адекватная оценка реального уровня возможной опасности и тяжести последствий вероятных аварий. Только государство может изменить ситуацию, как в части издания актуальных документов, так и жесткого контроля за выполнением рекомендаций на всех стадиях жизни зданий и сооружений — от проектирования до демонтажа.
— Желательно, чтобы специалисты в области технической оценки состояния зданий и сооружений были просто консультантами, а не занимались расследованием причин аварий, которые можно было бы предотвратить, — резюмировал докладчик.
P.S. То, что строится сейчас, войдет в материально-техническую базу XXI века, и нельзя допустить решений, приемлемых сегодня, но непригодных спустя несколько десятков лет. И отдельные сооружения, и пространственная структура населенных мест не должны подвергаться моральному старению, опережающему их техническую долговечность. Архитектор, вооруженный знанием гигиенических основ проектирования, соотношения «человек — жилище», обязан возглавлять борьбу за здоровое, комфортное жилище, обязан в каждый проект вносить новые прогрессивные решения, хотя бы немного опережающие вчерашний день.
Рышард КАЦЫНЕЛЬ, заслуженный строитель Республики Беларусь, главный инженер «Институт Гродногражданпроект»:
— Бурный рост объемов строительства и урбанизация как городов, так и сельских населенных пунктов начался в 1960-х годах прошлого века. С тех пор прошло более 50 лет, т. е. во многих случаях исчерпан период надежности зданий и сооружений. Появилось немало примеров возникновения аварийных ситуаций, до обрушений включительно. Иногда этому способствует и неудовлетворительное качество строительных работ тех времен. А когда наслаивается безграмотная эксплуатация, возникают критические ситуации. К сожалению, органы управления и общественность не созрели до понимания важности данных проблем. По этому поводу пока что издаются только строительные документы, а все считают, что не имеют отношения к эксплуатируемым зданиям. И, как правило, практически не проводятся давно требуемые капитальные ремонты.
Татьяна САВИЧ,
фото автора