
Повестка дня заседания коллегии Минстройархитектуры, которое прошло 21 октября, была очень насыщенной. Участие в масштабной встрече принял вице-премьер Анатолий Калинин, заместители председателей облисполкомов и горисполкома, представители министерств и ведомств Беларуси. Вопросы затрагивались самые разные: итоги работы за 9 месяцев, кадровое обеспечение, ценообразование и подписка на отраслевую «Республиканскую строительную газету».
Кадры и цены — работа продолжается
Анатолий Черный Министр архитектуры и строительства Анатолий Черный начал выступление с темы, которая актуальна для любого сегмента экономики страны — кадровое обеспечение отрасли. Как подчеркнул министр, «в ведомстве проведена серьезная работа по подготовке резервистов на руководящие посты. На постоянной основе ведется обучение молодых руководителей. В ноябре будет набрана очередная группа из 25 человек».
Нужно отметить, что потенциальные руководители предприятий стройкомплекса помимо теоретических знаний получают еще и практический опыт. Группы выезжают на предприятия и объекты, существует также и практика встреч в Совмине с курирующим отрасль вице-премьером Анатолием Калининым.
Отдельно остановился Анатолий Черный на теме ценообразования в отрасли. Министр подчеркнул, что «в этом направлении за последние два года проделана колоссальная работа, результаты которой видны уже сейчас. Но мы понимаем, что еще многое предстоит сделать, несмотря на те сложности, которые имеются в связи с изменением курса доллара и, соответственно, с ценой на энергоносители».

Дорожная перспектива
Один из важных вопросов, затронутых руководителем строительного ведомства, — строительство автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, проездов, подъездов к объектам с применением цементобетона при устройстве дорожных покрытий.
Анатолий Борисович напомнил: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 года № 1296 утверждена Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы (далее — Госпрограмма), в которой указана необходимость и предусмотрены условия применения цементобетона при устройстве покрытий объектов дорожного строительства. А постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2015 года № 51 утверждена Программа эффективного использования мощностей организаций цементной промышленности на 2015–2019 годы (далее — Программа).
В рамках реализации Госпрограммы предусмотрено строительство 108,1 км республиканских автомобильных дорог с цементобетонным покрытием. Общая потребность в цементе в соответствии с Госпрограммой составляет 355 тыс. т, в том числе для строительства дорог с цементобетонным покрытием — 175 тыс. т, для устройства пешеходных и велосипедных дорожек, изготовления железобетонных изделий для мостовых сооружений и других элементов для возведения и ремонта автодорог — 180 тыс. т.
Для реализации Госпрограммы в Программе определена потребность в цементе облисполкомов и Мингорисполкома — по использованию в 2015 году в дорожном строительстве (автомобильные дороги, проезды, пешеходные и велодорожки, технологические дороги, дворовые территории и др.).
В январе — августе 2015 года в дорожном строительстве республики на возведении, ремонте и содержании транспортной инфраструктуры использовано 152,5 тыс. т цемента.
Анатолий Черный подчеркнул:
— Мы спорим по цене, забывая, что надо учитывать не только работы по строительству дорог, но и их дальнейшую эксплуатацию. Я уверен, что дороги в бетонном исполнении являются перспективными — вопрос ремонта такого полотна возникает лет через 20–25. Кром того, все, что необходимо для строительства бетонных дорог, сегодня производится в республике. Вместе с тем битум мы вынуждены покупать за валюту.
Как было отмечено на коллегии, Минстройархитектуры постоянно принимаются необходимые меры по расширенному применению в дорожном строительстве цемента:
— разработана Программа эффективного использования мощностей организаций цементной промышленности на 2015–2019 годы, в которой установлены задания по использованию цемента при устройстве цементобетонных покрытий в дорожном строительстве;
— облисполкому и Минскому горисполкому предложено пересмотреть проектную документацию в части устройства только монолитного цементобетонного покрытия магистральных улиц категорий В и Г, улиц местного значения и проездов всех категорий, мест хранения личного автотранспорта граждан на внутриквартальных территориях, благоустройства территорий промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений, торговых, спортивных и административных объектов, объектов социально-культурного и бытового назначений и с 1 июля 2014 года осуществлять проектирование и строительство указанных объектов только с применением покрытий из монолитного цементобетона;
— поручено проектным организациям принять исчерпывающие меры по проектированию автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, подъездов к объектам, проездов с применением покрытий из монолитного цементобетона. Для исполнения данного требования в том числе обеспечить собственное активное участие в совместной работе с заказчиками по подготовке заданий на проектирование объектов при подготовке договоров подряда на выполнение проектно-изыскательских работ;
— республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, предложено в установленном порядке обеспечить проектирование и строительство автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, подъездов к объектам, проездов с применением покрытий из монолитного цементобетона;
— проведена в 2014 году актуализация нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов насчет соответствия требованиям по устройству дорожных цементобетонных покрытий вышеперечисленных объектов;
— в постоянном режиме ведется разъяснительная работа по расширенному применению цементобетона в дорожном строительстве.
Министр архитектуры и строительства отметил, что для обеспечения качественного и своевременного выполнения работ по устройству дорожных покрытий из цементобетона организациями республики приобретена необходимая бетоноукладочная техника.
Экспорт — главный показатель
Пристальному вниманию подверглись итоги социально-экономического развития за январь — сентябрь как промышленных, так и строительно-монтажных предприятий, входящих в структуру министерства.
К сожалению, как заявили курирующие выполнение замминистры, предприятия не сумели достичь тех результатов, о которых заявлялось в начале года. Острых проблем, на решение которых осталось совсем мало времени, достаточно. Как неоднократно подчеркивалось на заседании, предприятиям необходимо сконцентрировать силы на таком значимом показателе, как экспорт. Речь идет не только о промпредприятиях — наращивание экспорта строительных, инженерных, архитектурных услуг, научных и проектных работ также необходимо держать под контролем.
В развитие темы Анатолий Калинин отметил, что организации должны в обязательном порядке принимать участие в проводимых за рубежом тендерах. По мнению заместителя премьер-министра, на предприятиях необходимо выстроить грамотную стратегию в этом направлении, чтобы был результат, а не просто видимость работы.
Кроме того, обращаясь к присутствующим, Анатолий Калинин акцентировал внимание руководителей на тех вопросах, которые накануне поднимались на совещании у главы государства.
Какие еще темы поднимались на заседании коллегии и какие решения были приняты по актуальным для отрасли вопросам, читайте в следующем номере «РСГ». Кроме того, вы узнаете, кто и за что удостоился грамот от вице-премьера и министра, а также почему Анатолий Черный считает необходимым подписаться на официальное издание — «Республиканскую строительную газету».
Елена Крутолевич
Фото Максим КУРАШ