
17 мая вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.04.2025 № 55 (далее — Постановление № 55), которым определен порядок работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства и объектами-долгостроями.
Нормы новейшего НПА разъясняет начальник главного управления строительства и жилищной политики Татьяна ВАСИЛЮЧЕК:
-- Постановлением № 55 признается утратившим силу постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.12.2022 № 109 «Об утверждении Инструкции о порядке работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства» и утверждается Инструкция о порядке работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства (ОСНС) и объектами-долгостроями.
В соответствии с указанной инструкцией для детальной проработки состояния каждого ОСНС и объекта-долгостроя формируются отраслевые и региональные мероприятия по сокращению их количества, в которых для каждого из объектов определяется один из видов мероприятий, в том числе завершение строительства ОСНС, объекта-долгостроя с последующей приемкой в эксплуатацию, принятие в эксплуатацию самовольной постройки, реконструкция законсервированного ОСНС, объекта-долгостроя, направленная на их использование по новому назначению с завершением строительства и последующей приемкой в эксплуатацию. Кроме того, возможны продажа или отчуждение ОСНС, объекта-долгостроя, а также их снос".
Татьяна Николаевна отметила, что принятие Постановления № 55 обусловлено рядом факторов. В частности:
- исполнением поручения Главы государства о наведении порядка с долгостроями;
- вступлением в действие Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым введен термин «объект-долгострой»;
- отменой ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов», а вместе с ним и исключением понятия «объект сверхнормативного незавершенного строительства» для вновь начинаемых объектов.
-- Реализация положений Инструкции о порядке работы с ОСНС, объектами-долгостроями предусматривает обеспечение взаимодействия органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома с уполномоченной организацией по ведению республиканской базы данных объектов незавершенного строительства, перечня объектов-долгостроев по учету и формированию региональных и отраслевых мероприятий по сокращению количества ОСНС, объектов-долгостроев, -- продолжает Татьяна Василючек. -- С целью определения вида мероприятия (либо его корректировки), подлежащего утверждению в отношении ОСНС, объекта-долгостроя, заказчик (застройщик) (при его отсутствии либо невозможности предоставления заказчиком (застройщиком) декларации — структурное подразделение районных исполнительных комитетов, администраций районов в городе, осуществляющее государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы) разрабатывает декларацию о намерениях по ОСНС, объекту-долгострою по форме, установленной Инструкцией о порядке работы с ОСНС, объектами-долгостроями.
При этом, указанные формы деклараций о намерениях по ОСНС, объекту-долгострою не являются формами ведомственной отчетности, носят информационно-справочный характер и отражают текущее состояние ОСНС, объекта-долгостроя, в том числе наименование заказчика, наименование ОСНС, местоположение (адрес) объекта, основные технико-экономические показатели объекта в соответствии с утвержденной проектной документацией (при ее наличии), уровень строительной готовности объекта (%), информацию о консервации объекта, время нахождения объекта в статусе ОСНС, объекта-долгостроя (лет, месяцев) с учетом периодов, продлевающих течение срока строительства, необходимость завершения объекта строительством, наличие проектной и исполнительной документации, источников финансирования, ранее утвержденное региональное (отраслевое) мероприятие по ОСНС, объекту-долгострою при повторном рассмотрении объекта облисполкомами (Мингорисполкомом).
Наличие данной справочной информации позволит облисполкомам (Мингорисполкому) наиболее точно и компетентно принимать решения в отношении ОСНС, объекта-долгостроя.
При возникновении спорных вопросов по определению вида и срока реализации мероприятия в отношении ОСНС, объекта-долгостроя Инструкцией предусматривается необходимый алгоритм действий по их урегулированию.
Так, в случае несогласования утвержденного государственным органом (организацией) мероприятия и (или) срока реализации запланированного мероприятия по ОСНС, объекту-долгострою отраслевого отнесения облисполкомом, Минским горисполкомом направляются в Министерство архитектуры и строительства документы, содержащие вынесенные на рассмотрение виды мероприятий и сроки их реализации по ОСНС отраслевого отнесения, для рассмотрения на заседании коллегии.
Решение коллегии о выборе вида мероприятия и срока его реализации по ОСНС принимается в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов от облисполкомов, Минского горисполкома, в течение 5 рабочих дней после принятия решения выписка из решения коллегии направляется облисполкому (Минскому горисполкому), на территории которого расположен рассматриваемый ОСНС, и в государственные органы (организации), подчиненные организации которых имеют на своем балансе ОСНС.
Кроме того, Постановлением № 55 уполномоченной организацией по ведению республиканской базы данных объектов незавершенного строительства и перечня объектов-долгостроев в информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства» определено республиканское унитарное предприятие «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.».
Таким образом, резюмирует Татьяна Николаевна, можно отметить следующие основные положительные аспекты Постановления № 55:
- определен единый порядок и критерии принятия решений по ОСНС, объектам-долгостроям как в целом по республике, так и по каждому региону и отраслевому ведомству;
- ввиду наличия более точной и конкретной справочной информации по ОСНС, объектам-долгостроям возможно оперативное решение ранее не урегулированных проблемных вопросов реализации региональных и отраслевых мероприятий;
- установлен алгоритм действий по урегулированию возникновения спорных вопросов по определению вида и срока реализации мероприятий в отношении ОСНС, объекта-долгостроя.