
Высокое качество и относительно невысокая цена на строительные материалы белорусского производства положительным образом стимулируют спрос на них за рубежом. Об этом свидетельствует достаточно большой удельный вес их экспорта в объеме производства. Так, на сегодняшний день в среднем порядка 35-40% от всего объема производимых в республике строительных материалов поставляется на экспорт, а по стеклу листовому, керамической плитке и стекловате – от 70 до 95%.
За первое полугодие текущего года удельный вес экспорта в объемах производства по основным строительным материалам (по натуральному выражению) составил по цементу – 38%, гранитному щебню – 35%, стеклу листовому полированному – 81%, низкоэмиссионному стеклу – 81 %, блокам из ячеистого бетона и керамзитобетонным блокам – 57%, силикатному кирпичу – 48%, керамическому кирпичу – 31%, минераловатным изделиям – 43%, стекловате – 95%, гипсокартону – 33%, керамической плитке и керамограниту – 71%, стеклотарной продукции – 38%.

Несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, неблагоприятные погодные условия начала года и некоторые ограничения, отечественные строительные промышленные организации практически по всем товарным позициям обеспечили в первом полугодии текущего года рост экспортных продаж, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Так, по оперативным данным за январь – июнь 2021 года в натуральном выражении рост экспорта на цемент составил 25%, экспортные поставки гранитного щебня за этот период выросли на 8%. Экспорт стекла листового полированного увеличился на 6%, низкоэмиссионного стекла – на 30%, керамического кирпича – на 29%, минераловатных изделий – на 2%, стекловаты – на 19%, блоков из ячеистого бетона и керамзитобетонных блоков – на 7%, силикатного кирпича – на 25%. На 10% увеличился экспорт белорусской керамической плитки и керамогранита, а на 12% возросли экспортные поставки консервной стеклотары.
В текущем году промышленные организации Минстройархитектуры поставляли свою продукцию в 31 страну. В перспективе планируется, с одной стороны, продолжать укреплять свои позиции на основном экспортном рынке – России, удельный вес которого в экспорте белорусских строительных материалов составляет 46,4%, а с другой стороны, в ближайшие пять лет важным вектором экспортной стратегии будет освоение, наравне с восточным (рынки стран ЕАЭС), западного направления.
Также для снижения сбытовых рисков в настоящее время прорабатываются и другие направления реализации отечественной продукции, включая расширение присутствия на рынках государств-членов ЕАЭС и в первую очередь – Казахстана. В настоящее время совместно с казахстанской стороной осуществляется проработка таких направлений, как создание комплексного торгового дома для удвоения поставок строительных материалов в Казахстан и проработка технико-экономического обоснования строительства в Казахстане совместного предприятия по производству керамической плитки.
По материалам БелТА