Версия для печати:
Шрифт
Картинки
Вкл.
Выкл.
Закрыть
Печать
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Аэропорт как город будущего. Разработана BIM-модель архитектурной Концепции развития Национального аэропорта Минск

17 февраля 2022 года
Масштабная работа по развитию инфраструктуры Национального аэропорта Минск продолжается. На сегодняшний день Институтом «Белгоспроект» разработана BIM-модель архитектурной концепции перспективного развития и комплексного благоустройства территории главной воздушной гавани страны. Долгосрочная стратегия преобразования привокзальной части аэропорта отражает мировые авиационные тренды проектирования, один из которых – создание «аэротрополисов» («городов-аэропортов»). Такое решение предполагает не только качественные авиауслуги, но и отличные варианты для инвестирования. Авторы проекта рекомендуют создать под Минском современный «Аэропорт-Сити» с многоуровневыми паркингами, медцентром, гостиницей, офисами, выставочным и торговым центром. В проекте нашли свое отражение планы по строительству новых пассажирских терминалов, школы авиации и других объектов.



О необходимости развития территории вокруг Национального аэропорта и создании здесь крупного транзитного авиахаба говорили давно. Предлагалось несколько вариантов по насыщению объекта многофункциональной инфраструктурой. Рассматривались проекты как отечественных специалистов, так и китайских. По мнению экспертов, несмотря на то, что отдельные решения были приемлемыми, в целом концепции не были достаточно проработаны с функциональной точки зрения. Ставилась цель, чтобы Национальный аэропорт Минск стал точкой притяжения для высокотехнологичного бизнеса, главный приоритет которого – близость к глобальным логистическим цепочкам. В приоритете и комфорт пассажиров. 

На одном из совещаний с участием директора Департамента по авиации Артема Сикорского и руководства аэропорта Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко озвучил актуальные задачи по развитию транзитного потенциала страны. 

– Беларусь – транзитное государство, а Национальный аэропорт – ключевой транспортный объект страны. Основная наша задача – создать здесь конкурентоспособный авиахаб. Для этого необходима современная многофункциональная инфраструктура, способная обеспечивать качественное обслуживание пассажирских и грузовых авиаперевозок, расширить спектр предоставляемых на территории аэропорта услуг, в том числе бизнес-партнерам, – отметил глава Минтранса, особо подчеркнув, что развитие аэропорта является целью республиканского масштаба.



Подробно о том, каким будет в долгосрочной перспективе белорусский «город-аэропорт», рассказал автор утвержденной Концепции, главный архитектор Института «Белгоспроект» Виктор Скробот. Раскрывая все нюансы творческого процесса, он не скрывает, что задача стояла не из простых. Требовалось не просто наполнить территорию Национального аэропорта объектами, оценить объем строительства, но и продумать логическое транспортное сообщение к аэровокзалу, вписать проектируемые объекты в существующую инфраструктуру. Наряду с этим, важно было создать базу для обоснования инвестиционной привлекательности. 

– Наша архитектурная концепция предусматривает поэтапную реализацию. Предложенный вариант развития территории вблизи аэропорта является основанием для дальнейшей разработки плана детального планирования, принятия решений о предоставлении земельных участков и разработки градостроительных паспортов. В глобальном смысле мы видим развитие аэропорта так. Какое количество объектов недвижимости там возведут, какими они будут с точки зрения архитектурной выразительности, покажет время. Безусловно, планировочные решения отдельных объектов и их локация могут измениться, – объясняет архитектор. 

По мнению Виктора Скробота, у аэропорта должна быть и общественная функция – оказывать положительное влияние на экономику региона и близлежащих городов за счет создания новых рабочих мест, обеспечивать более высокую степень мобильности и т. п. Отличными примерами уже функционирующих «городов-аэропортов», привлекательных для бизнеса, являются такие авиационные хабы, как Дэнвер (США), Схипхол (Нидерланды), Франкфурт и Мюнхен (Германия), Доха (Катар) и др. В непосредственной близости от них возведены полноценные жилые кварталы для сотрудников, представителей международных компаний, студентов летных училищ, а также жителей соседних городов. Продумана до мелочей и социальная инфраструктура. Такие транспортные узлы – крупные градообразующие предприятия. 



– Многие белорусы даже и не бывали в Национальном аэропорту, поскольку не пользуются услугами авиаперевозчиков. Мы предлагаем территорию, интересную в целом для времяпрепровождения. Рядом Смолевичи, активно застраивается индустриальный парк «Великий камень», да и до столицы рукой подать, поэтому однозначно объекты коммерческого интереса тут должны появляться, – убежден Виктор Скробот. 

Архитектурная концепция, разработанная Белгоспроектом, предусматривает долгосрочные перспективы. Очевидно одно: Национальный аэропорт будет наращивать инфраструктуру поэтапно, развиваться по принципу «город в городе». Здесь появятся крупные торговые объекты, кинокомнаты, спортивные и оздоровительные центры, общественные пространства. Не исключена и собственная программа мероприятий, включая международные конференции, выставки, ярмарки, аукционы, воркшопы, а также экскурсии, туры по достопримечательностям близлежащих городов. Привокзальная территория станет востребованной и комфортной для досуга посетителей. Помимо детально продуманной локации инфраструктурных объектов проект впечатляет своей архитектурной выразительностью. Геометрия фасадов уникальная, плавная и несимметричная, гармонично расположены остекленные участки кровли, комплекс оформлен в едином стиле. Визуальную легкость будущим терминалам придают консоли, поднятые на опорах до уровня второго этажа и напоминающие формой крылья белоснежной птицы – символа белорусской земли. 

Основные преобразования коснутся в первую очередь северо-западной стороны аэропорта «Минск». На сегодняшний день на этом участке расположены парковки, инженерные сооружения и др. Примыкают к территории и автодороги местного значения: Н-9569 (Пекалин – Шеметово), Н-23184 (от а/д Н-9531 Смолевичи – Самохваловичи – Негорелое). Загвоздка в том, что на въезде в аэропорт данные дороги пересекаются с трассой М2, образуя сложную транспортную развязку треугольной формы с дополнительным съездом. Существующая развязка обеспечивает транспортное сообщение с территорией аэровокзала с восточной и западной автостоянками. Но, как показала практика, развязка сложная для восприятия автомобилистами. Реорганизация схемы движения здесь напрашивалась давно. Автор нового проекта развития Национального аэропорта подошел кардинально к решению данной проблемы. Он предложил объединить автодороги Н-23184, Н-9531 по кратчайшей линии вдоль юго-восточной границы территории очистных сооружений с круговым пересечением трассы М2. Новая двухполюсная дорога (не более 2 км) решит ряд проблем: снимет транспортную нагрузку, отдалит дорожные развязки от привокзальной территории, обеспечит организацию автотранспортного движения с учетом дальнейшего развития аэропорта. 



Урегулировав дорожную «задачу», архитектор раскрыл перспективы западной части привокзальной территории и наполнил ее новыми функциями. Важной частью проектного решения является прокладка наземной железнодорожной ветки (параллельно трассе М2) между Минском и Национальным аэропортом. Это также влечет за собой важные инфраструктурные преобразования — строительство здания железнодорожного терминала, интегрированного в многоуровневый паркинг. Благодаря такому сооружению пассажиры через крытые коридоры смогут перейти с электрички в зону аэропорта по принципу «сухие ноги». Не «промочат ноги» и те, кто приехал на личном авто. С паркинга также можно беспрепятственно попасть на регистрацию или обратно. 

– Чтобы попасть в здание аэровокзала, пассажирам больше не нужно выходить на улицу, а весь путь от поезда до стоек регистрации займет считанные минуты. Железнодорожная ветка идет прямо до терминала. Пятиуровневый паркинг и ж/д перрон, которые будут строиться в первоочередном порядке, имеют связь с существующим зданием аэровокзала на 1-м уровне (зона прилета) и на уровне 2-м (зона вылета). Одна из главных задач при проектировании данного объекта заключается в том, чтобы пассажир, приехав в аэропорт на поезде или на личном авто, не попадал на улицу, а прямиком направлялся в здание существующего аэровокзала. В перспективе к данному паркингу примкнет и Западный терминал № 2, – объясняет Виктор Николаевич.

В целом проект масштабный. Согласно концепции западная территория аэропорта разделена на три крупных кластера. Один из них выделен под коммерческую и коммунальную застройку. Второй зарезервирован под строительство терминалов № 2 и № 3, ж/д терминала, многоуровневого паркинга. Предусмотрена также и гостиница на 100 номеров, которая особенно удобна для транзитных пассажиров. Разместится она в многофункциональном здании, пристроенном к северо-западной части аэропорта и связанном надземным переходом с ж/д терминалом, а также дополнительным отдельно стоящим паркингом.



Важной частью застройки станет многофункциональный павильон «ЭКСПО», в котором разместятся открытые площадки для демонстрации технических и технологических достижений страны, залы ожидания, фуд-корты, детские развлекательные центры, оранжереи. «ЭКСПО» является «входными воротами» в аэропорт. Архитектор подчеркивает, что при создании проекта перспективного развития и комплексного благоустройства привокзальной площади Национального аэропорта Минск проведен анализ на автономность, гибкость, модульность, реконструкцию, статичность и универсальность аэропорта, что определило совокупность планировочных, технологических, художественных и композиционных приемов. 

Зарезервирована перспективная площадка для размещения терминала № 3 зеркально терминалу № 2. Здание терминала № 3 состоит из трех частей с возможностью размещения объекта с двумя пирсами и телетрапами для лоукост-авиакомпаний. Вторая часть сооружения – основной терминал на четыре пирса для бюджетных авиакомпаний. Замыкает восточное крыло аэровокзала крытый автомобильный паркинг в пять уровней. 



В пресс-службе аэропорта дополнили, что помимо таких целей, как обеспечение безопасности полетов, заявленной регулярности авиаперевозок и высокого качества наземного обслуживания воздушных судов и пассажиров в соответствии со стандартами ICAO и IATA, стратегическое развитие аэровокзального комплекса и прилегающей территории обусловлено и другими характерными целями. В частности, обеспечение потенциально опережающего развития инфраструктуры аэропорта по отношению к ожидаемому увеличению пассажиропотока, оптимизация инфраструктуры и повышение конкуренции среди авиаперевозчиков. Такая тактика, подчеркивают, отразится на снижении стоимости авиабилетов, а также создании дополнительных условий для обеспечения объемов и доходности перевозок авиакомпаний-партнеров по всему спектру тарифов и услуг. 



На данный момент прорабатывается подробный план поэтапной реализации представленной концепции с указанием сроков его исполнения, а также «карта инвестора». Соответствующие предложения будут направлены администрацией аэропорта в Минтранс. Предполагается, что реализация всего проекта будет проходить последовательно в соответствии с запланированными очередями. Работы по преобразованию главной воздушной гавани страны на постоянном контроле. Так, 16 февраля состоялось заседание архитектурно-градостроительного Совета, в рамках которого профессиональным сообществом детально обсуждалась концепция перспективного развития и комплексного благоустройства территории аэропорта.



Республиканская строительная газета
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://mas.gov.by/ru/news_ru/view/aeroport-kak-gorod-buduschego-razrabotana-bim-model-arxitekturnoj-kontseptsii-razvitija-natsionalnogo-1545
© 2024, Министерство архитектуры и cтроительства Республики Беларусь