Фрейлины столицы
5 марта 2016 года
Глава государства указом № 13 утвердил схемы комплексной территориальной организации областей и генеральные планы города-спутника Бреста — Жабинки, города-спутника Гродно — Скиделя, а также городов-спутников Минска — Дзержинска, Заславля, Логойска, Руденска, Смолевичей, Фаниполя. Тем самым в Беларуси окончательно определена стратегия регионального развития, теперь дело за финансистами и строителями.
Масляное пятно мегаполиса
Главным определяющим фактором градостроительного развития Минска в последние полвека был бурный рост его населения (миллионный рубеж численности населения был преодолен уже в 1972 году) и неизбежное при этом расширение территориальных границ города. Темпы роста численности минчан иногда замедлялись, но никогда не останавливались. Сегодня каждый пятый житель республики живет в столице. Безудержный рост мегаполиса на протяжении многих лет не мог не привести к известным перекосам: строительство объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур отставало от темпов возведения новых жилых районов. В этой тенденции теперь решено поставить точку.
Основной идеей новой государственной политики в области градостроительства стала концепция формирования Минской агломерации. С какого-то момента стали говорить о столичном регионе, который увеличивает свой социально-экономический капитал за счет развития входящих в агломерацию городов-спутников. Не последняя цель в этих планах — остановить неконтролируемое расползание столицы. В этом смысле Минск вполне следует глобальным тенденциям: в документах ООН фиксируется озабоченность неостановимым ростом мировых мегаполисов, что становится уже ощутимым климатическим фактором — далеко не позитивным.
На что рассчитывает Минск, запуская процесс создания столичной агломерации? Привлечь необходимые городу дополнительные рабочие руки, при этом не неся дополнительных затрат на строительство жилья и социальной инфраструктуры. Обратная сторона этой элегантной модели: ориентировать минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство в городах-спутниках. Инерционный прогноз роста численности жителей столицы давал бы к 2030 году цифру в 2,1 млн человек. Тогда как оптимальной величиной для Минска определен уровень в 2 млн. Избыточный, а по сути — нежелательный прирост и решено перенаправить в города-спутники. Численность населения Дзержинска, Заславля, Логойска, Руденска, Смолевичей, Фаниполя в ближайшие пятнадцать лет прогнозно увеличится в 2–7 раз.
Что получают спутники? По замыслу — масштабные инвестиции, направленные на капитальное обновление инженерных сетей, архитектурное обновление исторического центра, активное жилищное строительство с территориальным расширением границ города.
Национальная экономика в целом избавляется от той уродливой модели территориального развития, когда столица работает миграционным «пылесосом», выкачивая трудовые ресурсы из провинции.
Городские амплуа
Выбор шестерки городов становится понятным, едва стоит бросить взгляд на карту. Все они в часе езды от столицы, что вполне позволяет ощущать себя частью мегаполиса.
— Эти города в настоящее время фактически являются спутниками, — отмечает Александр ХИЖНЯК, директор УП «БелНИИПградостроительства». — В порядке вещей, когда житель Заславля или Руденска ездит на работу в столицу. Но здесь практически не развит рынок жилья, а социальная инфраструктура далека от минских стандартов.
Программа развития столичной агломерации придаст импульс социально-экономическому преобразованию этих малых городов.
Мировая тенденция самых известных городских агломераций — ярко выраженная специализация городов-спутников. Эта же логика будет воспроизведена и в отечественной модели. Будущее Смолевич тесно связано с китайско-белорусским индустриальным парком, первая очередь которого создаст около 25 тысяч рабочих мест. Реконструкция и расширение Национального аэропорта также обещает нескольких тысяч дополнительных рабочих мест к 2020 году. Заславль имеет перспективы развития как историко-культурный центр. Сюда из Минска могут перейти ряд профильных средних и высших учебных заведений. Ожидается, что в городские доходы трансформируется его туристическая привлекательность. Такая же ниша отведена Логойску, который будет формироваться как центр туризма, отдыха и развлечений. Фаниполь и Дзержинск, согласно концепции, могут стать распределительными транспортно-логистическими узлами и параллельно центрами развития маркетинговой политики и презентационных функций (организация экспозиционных пространств, проведение промышленных выставок-ярмарок). Руденск в первую очередь будет ориентирован на развитие промышленного комплекса, связанного с научной и производственной базой столицы. Здесь могут разместиться крупные предприятия, формирующие кластеры определенной отраслевой направленности (машиностроение, энергетика и т. п.). Город имеет потенциал территориального расширения, отмечают составители генплана, что делает его предпочтительной площадкой для перемещения промышленных производств из Минска.
— Пригородные поселения с отчетливо выраженной специализацией вовсе не являются чем-то новым для Минска, — говорит Александр АКЕНТЬЕВ, главный архитектор УП «Минскградо». — Вспомним Боровляны, сформировавшиеся как медицинский центр, поселок Сокол, возникший как элемент инфраструктуры Национального аэропорта. В обоих случаях наблюдалась естественная модель формирования спутника мегаполиса. В новых генпланах присутствует более сложная задача: поселениям с уже сложившимся экономическим укладом нужно предложить, если угодно — навязать, определенную специализацию.
Так или иначе, город-спутник по определению существует и развивается на связях с материнским городом. Взаимное тяготение с неизбежностью формирует объединенную систему социальной, транспортной и коммерческой инфраструктуры.
Одноэтажная Америка, многоэтажная Беларусь
Города-спутники станут возводиться не в чистом поле. Как здесь будут сочетаться уже существующая унылая архитектура советских поселков городского типа и те идеи жилых домов нового формата и даже новой городской среды, о которых говорят белорусские архитекторы?
— Историческим центрам городов-спутников предстоит бережная реконструкция, — подчеркивает Александр Хижняк. — Ключевое слово здесь — реконструкция. Над архитектурным обликом города необходимо работать постоянно.
Утвержденные генпланы задают лишь векторы развития спутников, определяют их зонирование. Когда придет время для детальной планировки, будут востребованы конкретные архитектурные решения. По замыслу проектировщиков, города-спутники будут иметь меньший, по сравнению с материнским мегаполисом, масштаб, но более привлекательную архитектуру малоэтажных домов, более высокий уровень озеленения и благоустройства, высокий уровень социального комфорта. Последняя характеристика предполагает некоторое приближение к среднеевропейскому показателю обеспеченности жильем (30–40 м2 на душу населения).
Предусматривается развитие соответствующей социальной инфраструктуры — детских дошкольных учреждений, школ, учреждений здравоохранения, культуры и т. д.
Зримым проявлением процветания и достатка могли бы стать в городах–спутниках массивы индивидуальных особняков. Но концепцию одноэтажной Беларуси придется отложить на то же неопределенное время, что и появление, собственно, среднего класса. Приоритет будет отдан многоквартирному домостроению. Вот как это выглядит на примере Фаниполя. Нынешний жилищный фонд города насчитывает порядка 344 тыс. м2. К 2030 году он должен вырасти до 691 тыс. м2 — практически в два раза. И если на первом этапе параллельно с многоквартирной застройкой планируется завершение района индивидуальной жилой застройки «Южный-2», то на втором — усадебное строительство не предусмотрено ввиду земельных ограничений.
Транспортная связность городов-спутников со столицей обеспечена уже давно. За исключением, пожалуй, Логойска, для которого зарезервирован коридор линии скоростного трамвая. Правда, нет пока убедительных решений для проблем, вызванных ускоренной автомобилизацией. Ведь эффективного ответа на нее не нашел до сих пор и сам Минск. Мировые мегаполисы строят подземные и высотные паркинги. Но этот опыт оказался не для нас. Минские паркинги наполовину пустуют. Стоимость машиноместа приближается к стоимости автомобиля и оказывается не по карману большинству горожан.
Хотя эксперты считают, что от «маятникового» трафика (утром на работу в столицу, вечером домой в город-спутник) как раз надо постепенно отходить. Не от хорошей жизни человек тратит 2–3 часа на дорогу туда и обратно. Предпочтительнее рабочие места и социальную инфраструктуру, от бассейна до музыкальной школы, городам-спутникам иметь свою.
Однако первой предметной задачей создания столичной агломерации станет капитальная реконструкция инженерных сетей малых городов.
— Опыт первого дома, построенного в Смолевичах Мингорисполкомом, подтвердил, что имеющиеся сети значительный объем нового жилстроительства не выдержат, — отмечает Александр Хижняк. — Обновление инженерной и транспортной инфраструктуры можно считать выигрышем для нынешних жителей городов-спутников. Независимо от того, какими темпами будет идти дальнейшее строительство жилья.
Перина для инвестора
Самый фундаментальный вопрос — кто станет финансировать этот архитектурный праздник? На какие средства будет реализовываться все великолепие генпланов? Указано лишь, что развиваться города-спутники столицы будут за счет средств Миноблисполкома и Мингорисполкома. Правда, в соответствующих региональных бюджетах 2016 года Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь не фигурируют. В постановлении Совмина № 1101 «О мерах по выполнению заданий на 2016 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2017 году» зафиксировано, что строить жилье будут только в Жабинке и Скиделе.
Ответ, возможно, даст комплексная правительственная программа, которая находится сейчас в стадии окончательной шлифовки.
Но очевидно, что возлагать задачу создания столичной агломерации только и исключительно на городской и областной бюджеты — означает ставить перед местными властями заведомо непосильную в сегодняшних экономических условиях цель. В мировой практике в таких случаях наиболее эффективной оказывается модель государственно-частного партнерства, когда региональные власти (муниципалитет) готовят площадку, создают инженерную инфраструктуру, а бизнес строит уже объекты промпроизводства, сферы услуг и жилые массивы.
Модель государственно-частного партнерства пока не получила широкого распространения в Беларуси. Похоже, что программа развития минской агломерации — самый уместный повод апробировать в отечественных условиях проверенную временем схему.
Игорь ФИЛИПЕНКО