Как дизайнеры ломали стереотипы и преодолевали инертность мышления на III биеннале «Постулат»
25 ноября 2016 года
Энергосберегающая уличная мебель, cкамья-бритва и чудо-стулья
Действительно ли скамейка — это только место для сидения? Мы живем в XXI веке, и производить уличную мебель только для этого уже и не интересно, и неправильно, считают дизайнеры. Ведь есть множество других задач, которые можно решить с ее помощью. Например, вмонтировать солнечную панель для зарядки телефона и подключиться к Wi-Fi. О том, как функционал выходит за привычные формы и рамки, обозревателю «РСГ» рассказали кураторы экспозиции «Уличная мебель для сидения» Денис ТРОПАШКО и Игорь СОЛОВЬЕВ в финальный день биеннале «Постулат».
Резонанс, который вызывает отечественный проект «Постулат» под эгидой Белорусского союза дизайнеров, растет с каждым годом. Как и состав участников, а также количество упоминаний в СМИ. В этом году на биеннале работы представили более 100 дизайнеров, художников, скульпторов и фотографов республики — от студентов Белорусской государственной академии искусств, БНТУ до маститых профессионалов, известных производителей. Проект поддержал и Белорусский союз художников, а частные компании провели конкурс среди участников. Работы финалистов будут реализованы в массовой серии.
«РСГ» заинтересовала новая экспозиция выставки — «Уличная мебель для сидения». Участники выставки попытались показать, как можно трансформировать городскую среду при помощи креативных малых архитектурных форм.
Сформировать обоюдный интерес
Секцию уличной мебели посетители и участники выставки использовали по назначению. Организаторы и задумывали экспозицию как живую структуру. Они создали лаунж-зону, где можно было проводить время, сидеть, пить кофе и даже вести переговоры. Ведь нередко контакты, установленные на биеннале, трансформируются в деловые предложения. Правда, заказчиками оригинальной уличной мебели пока выступают не городские власти, а в основном частники, причем нередко из-за рубежа.
— Пока у нас установка интересных арт-объектов носит спорадический характер, как, например, во время Minsk design week этой весной, — посетовал Денис Тропашко.
Разделяет его мнение и Игорь Соловьев:
— На мой взгляд, уличная мебель в Беларуси обойдена вниманием. Отечественным городам не хватает объектов, своеобразных маркеров, которые притягивают взгляд и становятся местами, где люди собираются отдохнуть, пообщаться, сделать селфи, наконец.
А ведь чем больше будет подобных инициатив, выставок, тем быстрее активизируется интерес в обществе, считают собеседники.
— Бич отечественных проектировщиков городского ландшафта — инертность мышления, — замечает Денис Тропашко. — Ведь стандарты организации городской среды, по сути, не менялись уже несколько десятилетий. И понятие того, чем она должна быть наполнена, абсолютно закоснело. У нас повсюду однообразные типовые скамейки. Но я уверен, что в современных белорусских городах есть место для авторской уличной мебели.
Действительно, если обратить внимание на то, как устроены городской ландшафт и среда в Европе и США, то видно, что банальные скамейки для сидения в парке давно уступили место оригинальным изделиям. Традиционный подход за рубежом сегодня — уличная мебель зачастую создается для определенной локальной зоны.
— Что касается российского и украинского опыта в сфере использования креативных архитектурных форм, — продолжает Игорь Соловьев, — то Москва, Санкт-Петербург, Киев и мн. др. города постсоветского пространства сегодня ушли далеко вперед и больше причастны к европейскому культурному опыту формирования городской среды. Там специалисты, принимающие решения в сфере формирования городской среды, открыты новым веяниям и инициативам, в том числе и частным.
В результате в планы благоустройства городов включаются не только самые дешевые экономически оправданные, обкатанные десятилетиями малые архитектурные формы. Современные тренды уже заложены в алгоритм изначально, и на их реализацию выделены и средства, и человеческий ресурс.
— Жаль, что пока реализовать идеи отечественных дизайнеров легче за границей, чем в Беларуси, — замечает Денис Тропашко.
Действительно, многие наши соотечественники довольно успешно работают за рубежом. Реализованные проекты уличной мебели белорусских дизайнеров в России, Юго-Восточной Азии и Италии также были представлены на биеннале. Правда, только на фото. Доставить их, скажем, из Китая уже проблематично.
— Представители белорусского сообщества дизайнеров готовы к диалогу с проектировщиками городского ландшафта, рады будем предоставить оригинальные проекты развития городской среды, — уверяют собеседники. — Чем больше будет обоюдного интереса, тем больше шансов реализовать совместные проекты.
В работе металл, бетон, пластик и даже вторичные ресурсы
На нынешнем биеннале дизайнеры использовали разные технологические подходы при изготовлении выставочных объектов. Представляли как брутальные нарочитые вещи, созданные из вторсырья, так и изящные конструкции, функциональные и даже новаторские.
— Это тоже один из трендов: когда в респектабельной среде появляются вещи экологичные, экономичные, из вторсырья. Как это происходит в барах и лофтах, где лоск и глянец сочетаются с брутальностью. Такие вещи не бросают тень на архитектурную гармонию, — комментирует Денис Тропашко работу председателя Белорусского союза дизайнеров Дмитрия Сурского, который создал скамью из старой катушки для транспортировки кабеля.
Другой подход продемонстрировали частные компании. На технологичных современных белорусских производствах выпускают функциональную мебель с точки зрения жизни в городской среде. Так, один из производителей использует для ее изготовления оригинальную технологию из базальтового волокна и высокотехнологичного полимера. При этом по сравнению с европейским порядком цен наши производители предлагают довольно демократичные по стоимости изделия. Причем технологичность у них сочетается с новаторством, предлагаются довольно экстравагантные решения. Они вызывают желание не только использовать эту мебель каждый день, но и понять, как она сделана. Одни используют для производства металл, другие — фибробетон. Последний, к слову, позволяет создавать очень тонкие и в тоже время прочные и надежные конструкции, непривычные, не классические скамейки.
Эпатажную скамейку «Бритва» спроектировали сами организаторы секции уличной мебели. Очевидно, что такая скамейка носит явный провокационный характер. Она в большей степени привлекает внимание, создает добавочную стоимость для места, где расположена.
— Такая скамейка — своеобразный акцент, который привносит краски в повседневность. На этот розовый реагируют все. Она притягивает взгляд — это то, чего не хватает многим уголкам наших городов, — прокомментировал Игорь Соловьев.
До встречи на биеннале — 2018!
— Наш проект направлен на то, чтобы активизировать творческую активность в такой канонической области, как городской ландшафт, — подытожил Денис Тропашко. – Уверены, что он будет и дальше расти и развиваться. И надеемся, что специалисты, которые мыслят категориями экстерьера, причастные к формированию городской среды, тоже примут участие в нем. В том числе и государственные предприятия. Ведь отечественные дизайнеры готовы поделиться интересными идеями для реализации на производстве.
Ирина БРИЛЮК, фото автора