На главную

Министерство архитектуры и строительства
Республики Беларусь

Изменения в отраслевой нормативной базе: на что обратить внимание

2 сентября 2016 года
Текущий год в стройотрасли Беларуси проходит под знаком гармонизации правого поля. Последние нововведения в нормативной базе конкретизируют ответственность субъектов строительства, регламентируют проведение закупок и получение разрешения на выполнение СМР. В чем их суть?

О договорах и сроках

Напомним: законодательные новации обсуждались на конференции — круглом столе, организованном Минстройархитектуры и УП «ИвентМедиа». Кроме вступившего в силу Закона № 334-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», в частности, обращают на себя внимание изменения в КоАП. Они касаются приведения нормативной базы в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь № 26 от 14 января 2014 года «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

— Можно сказать, что именно Указ № 26 изначально предусматривал определенный перечень правонарушений, за которые субъекты строительства могли быть привлечены к административной ответственности, а теперь этот перечень внесен и в КоАП, — пояснила участникам семинара юрист практики строительства и недвижимости одной из частных компаний Ольга ЕВМЕНЧИКОВА.

К примеру, отныне ответственность за нарушение порядка согласования проектной документации регулируется ст. 21.24 КоАП. А ч. 5–7 ст. 21.6 данного кодекса устанавливают ответственность за нарушение сроков разработки градостроительной документации, а также порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ.

Среди заметных новшеств последнего времени, по мнению юриста, наиболее актуальными являются два, прописанные, соответственно, в ст. 21.20 и ст. 21.22 КоАП. Это ответственность за нарушения обязательств по договору строительного подряда и сроков выполнения проектных и изыскательских работ.

Процедуры закупок

Административная ответственность может наступить и в случае отступления в договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок (согласно ст. 21.22 КоАП).

— Субъекты хозяйствования должны иметь в виду, что нарушение порядка проведения процедур закупок в строительстве также влечет за собой административную ответственность, — предостерегает эксперт. — Причем наступить она может за непроведение или нарушение проведения подрядных торгов, а также переговоров. Согласно части 2 статьи 21.17 КоАП, размеры штрафов для физических лиц и ИП — до 30, для юридических лиц — от 500 до 1000 базовых величин.

Кому аттестат соответствия?

Дискуссионным моментом в ходе круглого стола стало обсуждение еще одного изменения в строительном законодательстве Беларуси. Связано оно со вступлением в силу Постановления Совета Министров от 25 февраля 2016 года № 151. Документом регулируется, в частности, порядок получения разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.

— На данный момент для получения такого разрешения у заказчика должен быть аттестат соответствия, — заметила юрист. — Ранее подобного требования в нормативной базе не было. Как показывает практика, далеко не всегда и не все заказчики обладают таким документом. Есть два пути решения проблемы: либо самому заказчику получить аттестат соответствия, либо ему же — привлечь инженерную организацию, которая имеет аттестат по комплексному управлению строительной деятельности.
Но после такого привлечения — как правильно и кто должен подписывать соответствующие документы? Участников круглого стола интересовало также: не повлияет ли на статус заказчика участие иной организации? Разъяснения Минстройархитектуры на этот счет таковы: заказчик прикладывает к списку необходимых документов еще и договор с инженерной организацией, после чего без проблем получает разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.

Бывает и так, что в процессе строительства меняется класс возводимого объекта. Например, со второго на третий. А у заказчика на момент такой корректировки планов есть аттестат соответствия только на второй класс объектов. Обзаводиться новым документом? Просто нет времени: подгоняют сжатые сроки сдачи. Конечно, заказчику придется волей-неволей искать какой-то выход, например, срочно привлекать инженерную организацию, имеющую аттестат, позволяющий проводить работы на объекте уже третьего класса. Однако участвовавшие в дискуссии специалисты были единодушны — содержащееся в Постановлении № 151 положение о необходимости получения заказчиком аттестата соответствия не стыкуется в полной мере с положением Указа № 26. Ведь в последнем — прописано, что для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ заказчику нужно либо иметь в своем штате аттестованного специалиста, руководителя проекта, либо привлекать инженерную организацию.

—Вполне возможно, какие-то изменения, корректировки нормативной базы в этом плане еще будут, — заметила Ольга Евменчикова.

Классификации не подлежат…

Новшества случились в текущем году и в сфере сертификации. Речь идет в первую очередь об изменениях в ТР 2009/013/BY. Теперь есть четкий перечень работ, подлежащих обязательной сертификации (всего 15 видов).

С апреля текущего года также обновился СТБ «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения».

— Новация, которой не было в прежней редакции данного СТБ, — некоторые исключения из ряда классифицируемых объектов, — пояснила Ольга Евменчикова. — Так, теперь не классифицируются изолированные помещения зданий, системы кондиционирования, технологическое оборудование.
предыдущая
К списку
следующая