Новости, события, комментарии
22.02.2016
«Алеся» вышла на третью линию
Новый тоннелепроходческий комплекс ускорит строительство минского метро.
Торжественная церемония запуска закупленного во Франции тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) на месте будущей станции метро «Вокзальная» ознаменовала начало прокладки третьей линии минской подземки.
Возведение третьей очереди метро без нового ТПМК специалисты считали невозможным, так как ветка проходит под плотной городской застройкой с обильными и далеко не новыми инженерными сетями. Проходческий щит позволит строить метро закрытым способом — под землей, что уменьшит объем всех перекладок и сноса строений, попадающих в зону строительства.
Специальный механизированный проходческий комплекс был приобретен у компании по производству оборудования для подземного строительства C-S-M BESSAC. Параметры железного суперкрота впечатляющи: общая длина машины составляет 90 метров, диаметр бурения — 6,28 метра, масса — 525 тонн. Механизированный щит мининизирует применение человеческого труда и увеличивает скорость строительства метро закрытым способом в несколько раз. Имевшиеся прежде на вооружении немеханизированные горнопроходческие комплексы ЩН-1 давали скорость проходки 45 метров в месяц. Паспортная скорость проходки импортного монстра — 250 метров в месяц. Рабочий экипаж ТПМК насчитывает 8 человек. Всего в прокладке тоннеля участвует смена из 50 человек.
— Поначалу машина будет работать на скорости 50 метров в месяц, позже выйдет на документированную мощность в 250 метров в месяц, — сообщил начальник УП «Минскметрострой» Леонид СТУХАЛЬСКИЙ.
Французской проходческой машине дали местное имя «Алеся». Именно такой тип механизмов применялся при строительстве «Евротоннеля» под Ла-Маншем. В Минске условия проходки будут полегче, отмечают специалисты: здесь отсутствует огромное давление масс воды. Но запас прочности у нового ТПМК практически тот же.
— Мы поставили высокотехнологичное оборудование, у которого высокая репутация в мире, — отметил президент компании BESSAC (Франция) Бернар ТЕРОН. — Конструктивно развивающиеся связи с Беларусью позволяют и в дальнейшем рассчитывать на взаимовыгодные проекты для наших стран.
— Сегодняшние транспортные приоритеты столицы — в развитии подземки, — подчеркнул в свою очередь Владимир КУХАРЕВ, первый заместитель председателя Мингорисполкома. — С новым тоннелепроходческим комплексом город связывает большие надежды на ускорение темпов строительства минского метрополитена. Теперь мы вооружены техническими возможностями для того, чтобы в срок выполнить поручение главы государства и завершить строительство первых трех станций третьей линии в 2018 году.
Речь идет о станциях «Вокзальная», «Юбилейная», «Площадь Богушевича». Третья линия будет иметь протяженность 17,2 км и насчитывать 14 станций. Она соединит южные и северные жилые массивы города с центром.
Проект третьей линии минской подземки позволит заметно разгрузить пересадочный узел «Октябрьская — Купаловская». Пересекая 1-ю и 2-ю линии метрополитена в районе станций «Площадь Ленина» и «Фрунзенская», новая очередь метро создает удобный для горожан треугольник пересадок. Уже сегодня столичная подземка в течение суток перемещает около 800 тысяч пассажиров, что составляет треть общегородских пассажирских перевозок.
Градостроительные и инженерно-геологические условия строительства метрополитена в Минске квалифицируются как сложные и очень сложные (плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций, неустойчивые и сильно обводненные грунты, напорные подземные грунтовые воды, химическая агрессия и т. д.). Строительство в таких условиях требует нестандартных решений и использования уникальных технологий.
Игорь ФИЛИПЕНКО,
фото: Константин СЕРЕГИН