Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Официально  -  Закупки

Закупки

Разъяснительное письмо (в связи с принятием Декрета № 7)
(скачать)

Разъяснительное письмо о проведении подрядных торгов
по выбору проектной организации (скачать)

Закупки в строительстве, что меняется с 1 января 2017 года (КОММЕНТАРИЙ МИНСТРОЙАРХИТЕКТУРЫ)

О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (скачать)


1. Участие в закупках за рубежом

Портал закупок Российской Федерации

Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

2. Актуальная информация

Административные процедуры при строительстве (скачать)

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли "О документе, удостоверяющем отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин)" (читать)

О порядке применения преференциальной поправки при проведении процедур закупок при строительстве (читать)

О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 января 2018 года (читать)


НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ



1.Вопрос: Каким образом необходимо представлять организатору закупки в строительстве предварительные квалификационные документы с учетом новых норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 вступившими в силу 29.12.2016 (постановление Совмина от 29.12.2016 № 1108)

Ответ: Нормами Положения об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (в редакции постановления Совмина от 29.12.2016 № 1108) (далее – Положение) установлено, что «предквалификационные документы подаются участниками в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации)».
Законодатель данной нормой предусмотрел, что:
- предквалификационные документы подаются в электронном виде (на электронном носителе информации) с невозможностью внесения изменений в файлы записанные на носителе информации;
- конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации).
Полагаю, что наиболее доступным способом предоставления предквалификационных данных, удовлетворяющим требованиям норм постановления № 88, является запись на оптический носитель информации (компакт-диск или Compact Disc) для однократной записи информации (CD-R — англ. Compact Disc-Recordable, однократно записываемый компакт-диск). Запись можно осуществить методом «Диск за раз» (Disc-At-Once, DAO) при котором весь диск записывается одной сессией, с «закрытием» диска (то есть записывается специальная последовательность битов, которая сообщает о невозможности добавления информации на этот диск).
Положением предусмотрено, что предквалификационные данные (на электронном носителе) и конкурсные предложения (на бумажном носителе) участниками подаются одновременно.
Способ доставки данной информации законодательно не закреплен и следовательно организатор закупки самостоятельно его определяет и прописывает в документации.
Также нормами Положения предусмотрено, что предквалификационные документы и конкурсные предложения регистрируются организатором подрядных торгов (торгов) в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию участника организатор подрядных торгов (торгов) выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения и предквалификационных документов.

2. Вопрос: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108 внесены изменения и дополнения в существующее Положение об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в частности ограничен процент снижения конкурсного предложения не ниже 15 процентов в ходе проведения подрядных торгов. Распространяется ли данная норма на процедуру переговоры?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108 внесены изменения и дополнения в существующее Положение об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.
В частности, часть шестая подпункта 31.3 пункта 31 изложена в редакции: «Участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 процентов от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований. При снижении цены от 10 до 15 процентов договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 15 процентов цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае, если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе устанавливать его в договоре в размере от 15 до 30 процентов цены заказа, выставленной в качестве стартовой.»
Данная норма установлена в разделе 31 «Условия проведения подрядных торгов» и законодатель обязательное ее применение распространил на конкурсные процедуры - подрядные торги.
Порядок проведения процедуры переговоров определен Главой 11 «Организация и проведение переговоров», при необходимости, указаны отдельные ссылки на иные нормы Положения.
В соответствии с требованиями пункта 63 организатор переговоров самостоятельно разрабатывает документацию для переговоров и в соответствии с абзацем двадцатым пункта 68 прописывает право на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры.
На основании вышеизложенного подпункт 31.3 пункта 31 Главы 4 носит обязательный характер к применению для конкурсной процедуры - подрядные торги. В иных случаях, обязательность его применения законодательством не установлена, так как эта норма несет дополнительные требования к участникам закупок по предоставлению обеспечения исполнения договора.



3. Вопрос: Каким образом возможно отразить специфику предварительного квалификационного выбора участника для специальных работ по объектам различного назначения, если из пунктов 19-22 Положения об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 исключены «иные показатели»?

Ответ: Практика применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» показала, что отдельные заказчики при разработке конкурсной документации недобросовестно подходили к установлению дополнительных показателей (критериев) оценки конкурсных предложений.
В связи с этим, в принятом Правительством постановлении № 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88» из пунктов 19-22 исключено право организатора закупки при проведении предварительного квалификационного отбора устанавливать иные показатели, с учетом особенностей предмета заказа. Предварительный квалификационный отбор направлен на выявление и подтверждение возможности участником выполнить предмет заказа.
Специфика работ и объекта, как правило, устанавливается в Предмете закупки и организатор может учитывать особенности предмета заказа в конкурсной документации в ходе проведения непосредственно подрядных торгов или переговоров.

4 Вопрос: Является ли обязательным наличие сертификата соответствия системы управления предприятия требованиям СТБ ISO 9001 для допуска к участию в подрядных торгах? Возможно ли предоставить иной (международный сертификат)?

Ответ: Отсутствие сертификата, подтверждающего соответствие системы управления предприятия требованиям СТБ ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», является законным основанием для отказа в допуске к участию в процедуре закупки работ (услуг) в строительстве.
Согласно статьи 35 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» № 437-3 от 24 октября 2016 г. документы об оценке соответствия, полученные за пределами Республики Беларусь вне Национальной системы аккредитации Республики Беларусь и Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, могут быть признаны только на основании международных договоров Республики Беларусь.

В настоящее время международных договоров Республика Беларусь в отношении указанных процедур не заключала и оснований для признания зарубежных сертификатов соответствия систем менеджмента не имеется.
Допуск подрядчика к участию в процедуре закупки возможен только при подтверждении органом по сертификации, аккредитованным Белорусским государственным центром аккредитации Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

5 Вопрос: Организатор в конкурсной документации прописал: «Организатор подрядных торгов вправе провести процедуру снижения цены». Вопрос: Подрядные торги и снижение это одна процедура? Один протокол?

Ответ: Да.
Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», дополнительная процедура улучшения конкурсных предложений при проведении подрядных торгов не предусмотрена.
Таким образом, конкурсное предложение участника сразу должно содержать предложение о снижении цены. Оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией и результаты проведения подрядных торгов подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола по выбору победителя подрядных торгов (подрядные торги и снижение цены –это одна процедура, один протокол по выбору победителя).

6 Вопрос: Можно ли производить закупку товаров (работ, услуг) при строительстве (за исключением перечня товаров, сделки с которыми юридические лица обязаны осуществлять на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа») посредством проведения биржевых торгов?

Ответ: Да можно.
Нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» предусмотрена возможность закупки товаров для строительства на биржевых торгах (подпункт 1.2 пункта 1).

Нормы Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108) и принятые в развитие вышеназванного Указа, в частности пункт 49, позволяют:

«В случае, если проведение биржевых торгов является обязательным, размещение заказов на приобретение товаров, необходимых для строительства объекта, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах», осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах.

На биржевых торгах названного акционерного общества могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, допущенных открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» к биржевой торговле.
Интернет-ресурсы