Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Вопрос-ответ  -  Вопросы и предложения, поступившие в ходе подготовки и проведения шестого Всебелорусского народного собрания

Вопросы и предложения, поступившие в ходе подготовки и проведения шестого Всебелорусского народного собрания

Предложение:

Вернуть Указ Президента Республики Беларусь №13 от 06.01.2012, касающийся многодетных семей.

Ответ:

При строительстве (реконструкции) или приобретении жилья многодетным семьям оказывается государственная поддержка как в форме льготного кредита в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ 13), так и в форме субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами и субсидии на погашение основного долга кредитам в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее - Указ № 240).

На основании норм названных указов граждане, в том числе многодетные семьи, вправе воспользоваться по их выбору либо государственной поддержкой в соответствии с Указом № 240, либо в соответствии с Указом № 13.

Порядок определения максимального размера льготного кредита в соответствии с Указом № 13 и максимальной нормируемой стоимости жилого помещения для предоставления субсидий согласно Указу № 240 аналогичен.

На основании норм Указа № 13 многодетные семьи имеют право на получение льготного кредита на строительство жилья на срок до 40 лет под 1% годовых. Кроме того, таким семьям предоставляется финансовая помощь в погашении льготных кредитов. Многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей, за счет предоставляемой ежемесячно финансовой помощи льготный кредит погашается в полном объеме, а семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей - в размере 75% от суммы задолженности.

Многодетные семьи, не получившие государственную поддержку по Указу № 13, вправе воспользоваться государственной поддержкой в рамках Указа № 240. Таким семьям предоставляется субсидия на уплату части процентов за пользование кредитами при наличии троих детей в возрасте до 23 лет в размере ставки рефинансирования, увеличенной на 2% пункта, а при наличии четверых и более несовершеннолетних детей - ставки рефинансирования, увеличенной на 3% пункта.

Кроме того, за счет предоставляемых ежемесячно субсидий на погашение основного долга по кредиту многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей, основной долг по кредиту погашается полностью, а при наличии троих несовершеннолетних детей - в размере 95% от суммы задолженности.

В настоящее время финансирование жилищного строительства осуществляется в основном за счет средств, предусмотренных на указанные цели в рамках реализации Указа № 240.

Объемы льготного кредитования на условиях Указа № 13 ограничены в связи с прекращением директивного кредитования жилищного строительства. Однако в настоящее время льготное кредитование граждан в соответствии с Указом № 13 не прекращено, льготные кредиты также предоставляются в пределах объемов средств, возвращаемых кредитополучателями в ОАО «АСБ Беларусбанк» в рамках исполнения ими обязательств по ранее заключенным кредитным договорам на получение льготных кредитов.

Предложение:

Спасибо государству за сдачу квартир в новостройках в аренду людям, стоящим на очереди в улучшении жилищных условий. Однако со временем хотелось бы иметь возможность их приобрести, т.к. квартиры новые, прекрасные. На данный момент это не предусмотрено.

Ответ:

В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) жилые помещения государственного жилищного фонда включаются в состав арендного жилья и исключаются из данного состава по решению местного исполнительного и распорядительного органа, других государственных органов, иных государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения.

Заселенное арендное жилье не подлежит исключению из состава таких помещений.

Согласно статье 113 ЖК арендное жилье предоставляется гражданам за плату во временное владение и пользование на условиях договора найма арендного жилья. Договор найма арендного жилья заключается на срок, не превышающий пяти лет, а в случае предоставления арендного жилья в связи с характером трудовых (служебных) отношений - на период трудовых (служебных) отношений.

С нанимателем арендного жилья, за исключением нанимателя, с которым договор найма арендного жилья заключен на период трудовых (служебных) отношений, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности, по истечении срока действия договора найма арендного жилья заключается договор найма на новый срок.

Арендное жилье подлежит включению в состав жилых помещений социального пользования по заявлению нанимателя такого жилья, относящегося к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в соответствии со статьей 105 ЖК.

Передача гражданами в собственность арендного жилья, предоставленного им для проживания по договору найма (продажа арендного жилья) действующим законодательством не предусмотрена.

Предложение:

В стране много семей нуждается в улучшении жилищных условий. Для дополнительного наращивания государственной программы жилищного строительства предлагаю поддержать и широко использовать опыт реализации накопительной системы собственных средств граждан, разработанной и используемой потребительским кооперативом "Жилищный баланс" (кооператив зарегистрирован в 2014 году в г.Могилеве, имеет представительства в г.Минске и всех областных центрах). В кооперативе состоит более 2500 членов и за период его существования уже построено, приобретено и заселено 492 жилых помещения. В настоящее время строится (приобретается) 13-15 квартир в месяц, активная работа в этом направлении продолжается. Население проявляет высокий интерес к такой форме решения жилищной проблемы. В связи с этим предлагаем рассмотреть вопрос привлечения внимания Правительства и других органов госуправления к поддержке этого процесса. При этом не требуются бюджетные ресурсы и кредиты банков, поступят дополнительные средства в строительство жилья. Исходя из нашего опыта проект может стать инфраструктурным звеном экономики. Мы готовы предоставить все необходимые материалы для широкой организации работы данной накопительной системы и при соответствующей поддержке этого начинания выступить ее организатором в масштабах страны, что позволит активизировать решение жилищных вопросов граждан Беларуси.

Ответ:

Ваши предложения о поддержке и широком использовании для решения жилищных проблем жителей страны опыта реализации накопительной системы собственных средств граждан, разработанной и используемой потребительским кооперативом «Жилищный баланс», а также о готовности выступить организатором данного процесса в масштабах страны, приняты к сведению.

Одновременно информируем, что данные вопросы изучаются соответствующими государственными органами и находятся на контроле Правительства Республики Беларусь.

Предложение:

Предоставление ипотечных кредитов на покупку недвижимости в стране оговорено в Указе Президента, однако на данный момент отсутствует кредитование на недвижимость. Семьи, воспитывающие одного, двоих детей, не имеют возможности даже взять кредит, так как они отсутствуют. Поддержкой государства пользуются только многодетные семьи, но далеко не все могут себе позволить рожать много детей. Обратите внимание и на другие категории граждан, не только на многодетных. Предоставление кредитов на недвижимость на равных условиях для всех категорий граждан. Возможность предоставления кредита под залог приобретаемой недвижимости (ипотека), без поручителей (не у всех есть родственники, которые могут стать поручителями на долгие 20 лет). Указ Президента не исполняется ни одним банком.

Ответ:

Государственная жилищная политика Республики Беларусь на современном этапе ориентирована на первоочередное оказание государственной поддержки наиболее социально незащищенным и социально значимым категориям населения.

Принцип адресности государственной поддержки положен в основу указов Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ № 13) и от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее - Указ № 240).

Указом № 13 определен исчерпывающий перечень категорий граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. К числу таких категорий отнесены состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Указа № 13 льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утвержденным соответственно районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на получение льготных кредитов, включаются в списки на строительство квартир в многоквартирных жилых домах, включенных в перечень жилых домов, строительство и финансирование которых осуществляются с использованием государственной поддержки, утвержденный Министерством архитектуры и строительства, в пределах средств, направляемых на цели льготного кредитования на соответствующий год. Утверждение списков на получение льготных кредитов районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями осуществляется с учетом даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяемой районными, городскими исполнительными и распорядительными органами.

С учетом положений, содержащихся в подпункте 1.9 пункта 1 Указа № 13, гражданам, имеющим право на получение льготных кредитов в соответствии с Указом №13, в том числе молодым семьям, имеющим двоих несовершеннолетних детей, предоставляются и предусмотренные Указом № 240 субсидии на уплату части процентов за пользование не льготными кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений в пределах максимальной нормируемой стоимости жилого помещения.

В соответствии с предписаниями названных нормативных правовых актов многодетные семьи наделены правом на внеочередное получение государственной поддержки, и в первоочередном порядке - многодетные семьи, имеющие четверых и более несовершеннолетних детей, и многодетные семьи, воспитывающих детей-инвалидов. Объемы предоставляемой гражданам государственной поддержки напрямую зависят от финансовых возможностей государства. Принципы и приоритеты оказания государственной поддержки, установленные Указами № 13, № 240, позволяют обеспечить ее предоставление наиболее нуждающимся в помощи государства категориям граждан.

Дополнительно сообщаем:

В Республике Беларусь сложилась одноуровневая система ипотечного жилищного кредитования, при которой банки самостоятельно, без участия государства, определяют объемы кредитования физических лиц, долгосрочные источники финансирования и рефинансирования кредитов, устанавливают ставки по ипотечным кредитам.

Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2020 № 130 «Об ипотечном жилищном кредитовании» (далее - Указ №130) направлен на дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования в республике в целом, создание дополнительных условий по обеспечению прав граждан- кредитополучателей и снятие ряда проблемных вопросов, возникающих в отечественной практике отношений по ипотечному жилищному кредитованию (например: распространение ипотеки на земельные участки, статус приобретаемого жилья, обращение взыскания на предмет ипотеки). Условия выдачи ипотечных кредитов банками физическим лицам Указом №130 не регулируются.

В Республике Беларусь кредитование физических лиц для целей приобретения недвижимости осуществляет ряд банков. Так, например, в ОАО «АСБ Беларусбанк» с 2018 года работает Ипотечный офис, посредством которого реализуется концепция комплексного обслуживания в стиле «все включено»: от выбора объекту консультации с одновременным оформлением заявки на кредит, до осуществления регистрации сделки.

Одновременно информируем, что разработчиком Указа № 130 являлось Министерство экономики Республики Беларусь.

Предложение:

Меня волнует вопрос строительства жилья в регионах, семьям (не многодетным), стоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих в общежитиях более 10 лет. Необходимо на законодательном уровне проработать алгоритм продвижения таких семей в очереди. Почему повторно предоставляется жилье (расширение) многодетным, которые уже имеют свое жилье? Они там не живут, а сдают их в аренду. Дайте возможность реально нуждающимся построить свое жилье хотя бы под 5%. Мы благополучная полная, работающая семья с высшими образованиями, но не можем в своей стране построить жилье. Ведь самое важное для гражданина — иметь свой угол.

Ответ:

Вопросы предоставления государственной поддержки урегулированы Указами Президента Республики Беларусь от 06.012012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее Указ № 13) и от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее — Указ № 240).

Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта Указа № 13 граждане, проживающие в общежитиях более 10 лет, имеют право на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа № 240 право на получение субсидии на уплату части процентов предоставляется состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий малообеспеченным гражданам, проживающим в общежитиях более 10 лет.

В соответствии с действующим законодательством направление граждан на строительство жилья осуществляется в строгом соответствии с очередностью принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по каждой конкретной категории учета.

В отношении сдачи по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения, построенного с использованием льготного кредита, сообщается, что такие жилые помещения в силу подпункта 1.20 пункта Указа № 13 не допускаются к сдаче до полного погашения такого кредита, а в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья или члена его семьи, материальное положение и иных) осуществляется с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей.

При этом согласно пункту 9 Указа № 13 районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями осуществляется систематический контроль за соблюдением гражданами установленного порядка предоставления жилых помещений (их частей) по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, до полного его погашения.

Данный запрет распространяется также на жилые помещения, построенные С использованием государственной поддержки, установленной Указом № 240.

Вопрос:

С 2020 года приостановлено кредитование строительства индивидуальных жилых домов для многодетных семей по Указу 240. Кредитуют только долевое. Мы выбрали нелегкий путь самостоятельного строительства и постоянно попадаем в ступор из-за отсутствия информации по возобновлению кредитования ИЖД.


Ответ:

В соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее — Указ 240) объемы строительства жилых домов с использованием государственной поддержки, установленной Указом № 240, ежегодно определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.012021 № 24 «О мерах по выполнению заданий по строительству жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним на 2021 год» (далее постановление № 24) утверждены объемы строительства жилья на 2021 год и его финансирования, в том числе в соответствии с Указом № 240.

Согласно подпункту 1.6 пункта 1 постановления № 24 облисполкомам и Мингорисполкому поручено в месячный срок со дня вступления в силу названного постановления по согласованию с Минстройархитектуры и Минфином сформировать и утвердить на 2021 год графики строительства жилых домов, возведение которых осуществляется с использованием кредитов, выдаваемых банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, часть процентов за пользование которыми и (или) основной долг по которым уплачиваются (погашаются) гражданами за счет субсидий, определенных в Указе № 240, и его финансирования, содержащие объемы кредитования их строительства.

Банками, осуществляющими выдачу кредита в рамках Указа N 240, возобновится в установленном порядке работа по финансированию индивидуального жилищного строительства после поступления утвержденных графиков в их адрес. В настоящее время облисполкомами и Мингорисполкомом завершается работа по формированию вышеуказанных графиков.

Предложение:

Каждый день по телевизору говорят про поддержку многодетных семей. Однако ничего не говорят про поддержку семей, которые воспитывают ребенка-инвалида. Можно сказать, что 3 здоровых ребенка нуждаются в воспитании, лечении и т.д. как 1 ребенок-инвалид. Я воспитываю одна ребенка-инвалида и это очень тяжело: все занятия для развития платные, большинство обследований тоже платные. Очередь на строительство у семей, воспитывающих детей-инвалидов есть, но она очень медленно продвигается, т. к. в первую очередь идут многодетные семьи. Очень хочется чтобы и семьи с детьми-инвалидами имели льготы как многодетные семьи.

Ответ:

Действующим законодательством для семей, воспитывающих ребенка-инвалида, предусмотрены определенные льготы при улучшении жилищных условий, к которым относится предоставление жилого помещения социального пользования, а также получение государственной поддержки на строительство жилья.

Для реализации права на получение жилого помещения социального пользования, установленного в статье 105 Жилищного кодекса Республики Беларусь, граждане, в составе семьи которых имеются дети-инвалиды, должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и быть включенными в отдельные списки учета желающих на получение такого жилья.
При этом социальное жилье не предоставляется, если у гражданина и членов его семьи, совместно состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственности имеется жилое помещение в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. м и более (в городе Минске 10 кв. м и более) на одного человека, соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

Вопросы предоставления государственной поддержки урегулированы Указами Президента Республики Беларусь от 06.012012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее Указ № 13) и от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее — Указ № 240).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 13 право на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений имеют, в том числе, и граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа № 240 право на внеочередное получение субсидии на уплату части процентов предоставляется состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий малообеспеченным гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды.

В соответствии с действующим законодательством направление граждан на строительство жилья осуществляется в строгом соответствии с очередностью принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по каждой конкретной категории учета.

Предложение:

Имеется несколько предложений и вопросов: 1. Развитие регионов, равномерное расселение населения по территории Республики Беларусь. Должна быть программа, стимулирующая и направленная на увеличение населения не в крупных городах, а периферийных районов. 2.Развитие быстросборного домостроения, так чтобы его можно было поставить в любой части Беларуси, использую, как для развития туризма, так и для проживания, чтобы человек не терял много времени на строительство дома. 3. Должны быть отдельно стоящие площадки для сбора мусора и отходов. 4. Я не поддерживаю Указ Президента Республики Беларусь о нахождении магазинов, аптек в домах. Вырубают стены общего жилья, шумят. 5. В Минске должен быть и архитектор, и дизайнер, чтобы все соотносить и делать город привлекательным и комфортным для проживания. 6. Минск перенаселен, застройщики «сажают» дома прямо на детские площадки или железную дорогу. Вырубают деревья и не несут ответственности за это.

Ответ:

По вопросам 1 и 6. Стратегию, основные направления, задачи и механизмы сбалансированного развития систем расселения, городских и сельских населенных пунктов, направленную на дальнейшее развитие социальной, инженерной, транспортной и производственной инфраструктуры, охрану и рациональное использование историко-культурного наследия и природных ресурсов, достижение и поддержание высокого качества среды жизнедеятельности населения страны, определяет государственная градостроительная политика.

Реализация основных направлений государственной градостроительной политики позволяет: обеспечить комплексность развития областей, районов и населенных пунктов республики, создать дополнительные условия для увеличения объемов жилищного строительства и организации рабочих мест, развитие социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры; создать условия для выравнивания диспропорций в развитии городов и сельских населенных пунктов; оптимизировать пространственную организацию населенных пунктов, в том числе расположенных вблизи транснациональных коридоров, и сформировать на их основе новые центры расселения; создать новые туристические бренды, развивать зоны и объекты оздоровления, туризма и отдыха; повысить эффективность использования городских территорий и снизить финансовые затраты на их градостроительное освоение; сохранить ландшафтно-рекреационные территории и повысить уровень обеспеченности населения озелененными территориями; повысить уровень комфорта пассажирских перевозок, рациональное использование территорий и обеспечить качественные связи между городом и прилегающими территориями, строительство транспортно-пересадочных узлов; улучшить комплексное благоустройство и эстетических облик населенных пунктов.

Таким образом, основными тенденциями планировочной организации территорий и населенных пунктов республики являются комплексность застройки жилых районов (кварталов) с организацией комфортной жилой среды при обязательном обеспечении жителей объектами социально гарантированного обслуживания в полном объеме и опережающего развития инженерной и транспортной инфраструктуры, что, в свою очередь, позволяет исключить возможность решения вопросов обеспечения граждан жильем посредством необоснованного уплотнения существующей застройки, кроме случаев реализации проектных решений по строительству жилых домов на территориях, изначально зарезервированных в градостроительной документации под эти цели.

Так, например, для предоставления возможности развития агломерации г.Минска приняты решения о сдерживании развития столицы только за счет увеличения территории и расширения городской черты, уплотнения существующей застройки и увеличения жилого фонда, и развитии таких территорий путем образования городов-спутников, которые позволяют создать все условия для формирования комфортных условий для проживания, создания условий для обеспечения социальных потребностей населения и обеспечения в местах приложения труда.

Для активизации развития сельских населенных мест реализован ряд мероприятий под эгидой проведения Годов малой родины, разработан альбом типовых проектов «Деревня будущего» для применения субъектами хозяйствования всех областей, решения которого позволяют обеспечить сбалансированное развитие сельских населенных пунктов и обеспечить достойный уровень жизни.

По вопросу 2. С целью обеспечения разработки современных проектных решений домов для индивидуальной жилой застройки, в том числе домов, изготовление которых осуществляется в заводских условиях, разработаны современные проектные решения домов для индивидуальной жилой застройки, а также блокированные жилые дома возведение которых ведется предприятиями крупнопанельного домостроения (далее — КПД).

Предприятиями КПД выпускается более пятнадцати видов домов-комплектов для индивидуального жилищного строительства. Предлагаются для реализации как комплекты железобетонных изделий, так и их строительство «под ключ». Все проекты жилых домов выполнены в энергоэффективном исполнении.

Также разработаны варианты жилых домов индустриального изготовления для индивидуальной жилой застройки (одно- и двухэтажные, мансардные, сблокированные жилые дома усадебного типа из панелей заводского изготовления с деревянным каркасом, полносборные железобетонные панели).

По вопросу 3. Устройство площадок для установки емкостей для сбора твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) предусмотрено в рамках государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 326.

Согласно нормам подпункта 6.2.6а пункта 6.2 раздела 6 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты Нормы планировки и застройки» (далее - ТКП 45-3.Ol-116-2008) на прилегающей к жилым домам территории должна быть предусмотрена оборудованная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от ноября 2011 г. № 110.

В случае ликвидации мусоропровода должно быть предусмотрено оборудование на прилегающей к жилым домам территории контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 августа 2015 г. № 95 и санитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № ПО.

Критерии по конструктивным особенностям контейнерных площадок установлены в подпункте 6.2.66 пункта 6.2 раздела 6 ТКП 45-3,01-116-2008, СанПиН «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций» согласно которым данные площадки должны удовлетворять следующим требованиям: размеры контейнерной площадки по всему периметру должны превышать размеры емкостей для сбора твердых коммунальных отходов; должны иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых коммунальных отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок: стекло, брезент и сетки; должны быть оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием; должны иметь подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз твердых коммунальных отходов.

Емкости для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям: изготавливаться из материалов, допускающих проведение мойки и дезинфекции; находится в технически исправном состоянии; оборудоваться крышками; быть окрашенными и иметь маркировку с указанием вида отходов и данных о собственнике.

Нормативы по расстояниям от площадок для установки емкостей для сбора твердых коммунальных отходов до окон жилых домов, физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, границ учреждений дошкольного образования, лечебных учреждений и учреждений питания установлены подпунктом 6.2.7 пункта 6.2 раздела 6 ТКП 45-3,01-116-2008 и составляют не менее 20 м, также данным пунктом определен норматив по максимальным расстояниям от контейнерных площадок до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 15 м.

По вопросу 4. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Возможность размещения в жилых домах встроенных и пристроенных помещений общественного назначения, осуществления перевода жилых помещений, расположенных на первых этажах многоквартирного жилого дома, под общественные функции предусмотрена в соответствии с нормами Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

По вопросу 5. При разработке проектной документации обязанность заказчика (застройщика) В отношении создания архитектурновыразительных объектов, отвечающих общей дизайнерской концепции района, в границах которого размещается объект, сохранения представительного образа застройки определяется путем установления требований к архитектурно - пространственным характеристикам объекта, застройке и использованию земельного участка, архитектурно5 художественному оформлению объекта, благоустройству застраиваемого земельного участка в разрешительной документации по объекту строительства.

В целях исключения практики возведения зданий (сооружений), нарушающих общую дизайнерскую концепцию создаваемых районов (кварталов) жилой и общественной застройки, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2020 г. № 726 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», согласно которому проектная документация на строительство в случаях, когда необходимость ее разработки установлена актами законодательства, подлежит обязательному согласованию структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.

При осуществлении процедуры согласования оценивается соответствие разработанной проектной документации требованиям утвержденной градостроительной документации, а также выданной разрешительной документации в части архитектурно-планировочных решений объекта и благоустройства территории согласно архитектурнопланировочному заданию или градостроительному паспорту земельного участка.

Предложение:

Гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (не только многодетным семьям, так как это рассматривается как дискриминация к той части населения, которая по медицинским показаниям не может иметь большое количество детей) выдавать на льготных условиях банковский кредит на строительство, покупку, реконструкцию жилья. Срок выплаты банковского кредита 20 лет, не более 5 % годовых, первоначальный взнос должен составлять не более 10 % от стоимости жилья, при условии если гражданин состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий более 10 лет. При выдаче разрешения на банковский кредит не должны учитываться квадратные метры, на которых гражданин зарегистрирован. Также гражданин должен иметь право самому выбирать район города или другое место, в котором он будет жить, так как покупают жильё за свои деньги.

Ответ:

Строительство жилья с государственной поддержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в рамках указов Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 и от 4 июля 2017 г. № 240. Названными указами определен перечень из семнадцати категорий лиц, имеющих право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.

Наряду с поддержкой многодетных семей государство уделяет внимание и поддержке иных категорий граждан, в том числе семей, воспитывающих одного (двух) детей. Так, к категориям граждан, имеющих право на получение государственной поддержки, наряду с многодетными семьями, отнесены молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей; граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитии; граждане, осуществляющие строительство жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах спутниках, и др.

Указанным категориям граждан в порядке очередности подлежат предоставлению льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в соответствии с Указом № 13 на срок до 20 лет под 5% годовых. Также молодым семьям из числа вышеуказанных категорий лиц, при рождении первого и (или) второго ребенка после заключения кредитного договора предоставляется финансовая помощь в погашении льготных кредитов в размере 10 (20)% от суммы задолженности, а семьям, имеющим двоих несовершеннолетних детей, при рождении третьего ребенка после заключения кредитною договора и приобретении статуса многодетных - изменяются условия льготного кредитования и предоставляется финансовая помощь в погашении льготных кредитов в размерах, предусмотренных для многодетных семей.

Кроме того, вышеуказанным категориям граждан, не получившим льготный кредит, при подходе очереди в рамках Указа 240 подлежит предоставлению субсидия на уплату части процентов за пользование кредитом, выдаваемым на строительство (реконструкцию) жилья, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 2 процентных пункта. Также предусмотрено право молодых семей, из числа вышеуказанных категорий лиц, на получение субсидии на погашение основного долга по кредиту при рождении первого (второго) ребенка в размере 10 (20)% от суммы задолженности по кредиту совместно с субсидией на уплату части процентов по кредиту, а семьям, имеющим двоих несовершеннолетних детей, при рождении третьего ребенка после заключения кредитного договора и приобретении статуса многодетных - на получение вышеуказанных субсидий в размерах, предусмотренных для многодетных семей.

В соответствии с нормами указов № 1 3 и № 240 максимальный размер льготною кредита (кредита в рамках Указа № 240) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья устанавливается за вычетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности получателя государственной поддержки и членов ею семьи, а также общей площади жилых помещений, находившихся в собственности и отчужденных ими в течение 3 лет до заключения кредитного договора,

Дополнительно отмечается, что в настоящее время подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по оказанию государственной поддержки», в котором закреплены нормы о предоставлении права на внеочередное получение государственной поддержки гражданам, состоящим на учете по месту жительства в областных центрах и г. Минске и осуществляющим строительство (реконструкцию) жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

Предложение:

В 2015-м году в Беларуси стартовала государственная программа финансовой поддержки родителей при рождении или усыновление третьего и и последующего ребёнка (т.н. «Материнский (семейный) капитал). Формирование программы семейного капитала действительно существенно влияет на повышение рождаемости, помощь многодетным семьям и воспитание крепкого института семьи – знаю это не понаслышке, так как являюсь многодетным отцом. Прекрасной новостью для нас стало то, что программа «семейного капитала» была продлена ещё на пять лет, до 2024 г. Согласно Указу Главы государства «досрочно (независимо от времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала) средства семейного капитала могут быть использованы на строительство (реконструкцию) или приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членов (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора». Таким образом, буквально, казалось бы правильным в ситуации, когда ещё не многодетная семья, ранее состоявшая на учёте нуждающихся, с помощью государства (на льготных условиях) улучшила свои жилищные условия и имеющая сегодня кредитные обязательства, могла использовать средства семейного капитала. На практике же сделать это невозможно, так как органы исполнительной власти требуют наличия прямо сейчас статуса «нуждающегося». Где же его взять, если семья уже живёт в квартире и не нуждается в улучшение жилищных условий? Кроме этого, мне кажется, если деньги выделены на определённые цели, а семья смогла построить жилье на кредитные деньги ещё одну квартиру (но на общих основаниях – то есть по рыночной ставке), – она должна также иметь право воспользоваться семейным капиталом и на погашение нельготных кредитов. В обратном случае, получается так что при рождения (усыновлении) третьего ребёнка для нуждающихся и так списывается часть долга (за что в очередной раз слова благодарности Главе государства) по кредиту, но при этом именно по этому кредиту возможно использовать семейный капитал. И это при условии, что каким-то образом семья сможет остаться «нуждающейся».

Ответ:

В соответствии с предписаниями указов Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 и от 18.09.2019 № 345 досрочно средства семейного капитала могут быть использованы на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора, Под строительством (реконструкцией) понимается строительство (реконструкция) в составе организаций застройщиков, по договорам создания объектов долевого строительства (при условии, если лица в установленном порядке направлены на строительство (реконструкцию), подрядным либо хозяйственным способом.

Пунктом 28 Положения о порядке и условиях назначения, финансирования (перечисления), распоряжения и использования средств семейного капитала, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2015 № 128, определено, что местными исполнительными и распорядительными органами при поступлении заявления о досрочном распоряжении средствами семейного капитала на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими запрашивается справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий члена (членов) семьи, в отношении которых граждане обращаются за досрочным распоряжением средствами семейного капитала:
на дату подачи заявления - при обращении за досрочным распоряжением средствами семейного капитала на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; на дату заключения кредитного договора - при обращении за досрочным распоряжением средствами семейного капитала на погашение задолженности по кредитам, предоставленным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, и выплату процентов за пользование ими.

В дополнение к справке о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий члена (членов) семьи, в отношении которых граждане обращаются за досрочным распоряжением средствами семейного капитала на строительство жилья в составе организации застройщиков либо по договору создания объекта долевого строительства, а также на погашение задолженности по кредиту, предоставленному на эти цели, запрашиваются сведения о направлении их в установленном порядке на такое строительство.
В соответствии с вышеприведенными нормами законодательства граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшие на таком учете на дату заключения кредитного договора, не имеют права на досрочное использование семейного капитала соответственно на строительство жилья по договору долевого строительства (в составе организации застройщиков) либо на погашение задолженности по кредиту, предоставленному на эти цели, если они не направлялись на такое строительство, а самостоятельно заключили соответствующий договор.
При этом отмечается, что в настоящее время рассматривается вопрос целесообразности корректировки законодательства в части возможности досрочного использования семейного капитала гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство жилья в составе организаций застройщиков и по договорам долевого строительства, а также гражданами, состоявшими на учете на дату заключения кредитного договора, - на погашение задолженности по кредиту, предоставленному на такое строительство, которые не направлялись, а самостоятельно заключили соответствующие договоры на строительство жилья.

Предложение:

Предлагаю отменить использование жилищных облигаций для финансирования строительства жилья. Законодательно установлено, что при неисполнении эмитентом обязательств по договору с эмитентом владельцы жилищных облигаций вправе потребовать полного возмещения причиненных им убытков. Но в реальности вернуть вложенные средства гражданам не представляется возможным, даже учитывая обеспечение эмиссии жилищных облигаций. Достроить квартиры очень проблематично, как для исполнительных органов власти, так и для держателей жилищных облигаций, которым приходится испытывать финансовые трудности.
Я сама являюсь держателем жилищных облигаций ООО «Жилстройкомплект», который нарушил условия соглашения об организации строительства квартиры. Для предотвращения обмана граждан, происходящего в результате невыполнения застройщиком взятых на себя обязательств перед держателями жилищных облигаций, прошу рассмотреть вопрос об отмене такого инструмента финансирования строительства жилья, как жилищные облигации.

Ответ:

Институт жилищных облигаций функционирует в Республике Беларусь с 2002 года. За это время жилищными облигациями, как способом привлечения средств для осуществления строительства, воспользовались более 80 эмитентов: построены жилые дома и нежилые помещения в г.Минске, г.Бресте, г.Гомеле, г. Гродно и других городах.

С момента введения института жилищных облигаций частью эмитентов было допущено неисполнение обязательств по жилищным облигациям. Дефолты таких эмитентов были вызваны противоправными действиями их руководителей, на возможность совершения которых повлиять путем установления законодательных барьеров невозможно.

На сегодняшний день имеются проблемные вопросы и в отношении эмитента жилищных облигаций ООО «Жилстройкомплект».

Принимая во внимание нарушения установленного порядка размещения, обращения и погашения жилищных облигаций отдельными эмитентами, Минстройархитектуры совместно с заинтересованными разработан проект Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий отмену института жилищных облигаций и исключение данного способа привлечения денежных средств граждан.

В результате принятия Указа права владельцев жилищных облигаций не будут затронуты - обязательства по жилищным облигациям, эмитированным до вступления в силу Указа, сохранятся в полном объеме и должны быть исполнены.

Государственную регистрацию новых выпусков жилищных облигаций планируется прекратить.

Предложение:

Предлагаю законодательно закрепить требование к застройщикам — продавать квартиры с отделкой, унитазом и плитой. Т.к. покупаем квартиры по высоким ценам, а получаем голую бетонную коробку. Чтобы сделать ремонт необходимо потратить сумму эквивалентную половине стоимости квартиры, либо брать кредит.

Ответ:

Пунктом 14 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 №716, установлено, что до ввода жилого дома в эксплуатацию должны быть полностью завершены все предусмотренные проектной документацией работы по внутренней отделке помещений. Также должны быть выполнены в полном объеме работы в помещениях общего пользования и по инженерному обеспечению объекта.
Жилые дома могут приниматься в эксплуатацию без выполнения в полном объеме подготовительных работ под отделку стен и потолков (кроме штукатурки), работ по внутренней отделке помещений (оклейка обоями, окраска, облицовка), без встроенной мебели, покрытия полов, установки дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и оборудования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электрических плит, а жилые дома в сельской местности - кроме того, без выполнения работ по устройству нежилых капитальных построек на придомовой территории, благоустройству после внесения соответствующих изменений в проектную документацию.

При финансировании физическими лицами строительства жилых помещений в жилых домах их приемка в эксплуатацию без выполнения вышеперечисленных работ допускается только при наличии письменного отказа этих физических лиц от выполнения таких работ.

Таким образом, законодательно закреплено обязательное выполнение работ по внутренней отделке жилых помещений, установке сантехнических приборов и оборудования, электрических плит до приемки в эксплуатацию. Дополнительного нормативного регулирования не требуется.

Предложение:

Необходимо решить вопрос о перенаселении г. Минска. Строительство жилья в Минске ограничить на уровне объемов, выводимого из эксплуатации жилищного фонда, но не более 100 тыс. кв. м в год. Предлагать строительным организациям возводить жилые дома в регионах.

Ответ:

В целях оптимизации численности населения г.Минска постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 №976 утверждена Государственная программа строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов.

Цель принятия программы - достижение прогнозно-целевого показателя по численности населения столицы Республики Беларусь до 2030 года на уровне не более 2 млн. жителей в соответствии с генеральным планом г. Минска.
Одним из направлений решения задачи оптимальной численности населения г. Минска и одновременно обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий минчан является развитие городов-спутников, где могут быть созданы жилые районы для жителей г. Минска, а также размещены выносимые из города производственные объекты.

Иными словами, расселение в городах-спутниках обусловлено размещением выносимых из города производственных объектов.

Согласно приложению 1 к Государственной программе «Строительство жилья» на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2021 N251, объем ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов, построенных с государственной поддержкой, для граждан, состоящих на Учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2021 году в целом по республике составит 1000,0 тыс. кв. метров , из них в г.Минске — только 124,0 тыс. кв. метров.

Соответственно, разрешительная документация на строительство жилых домов будет выдаваться застройщикам местными исполнительными и распорядительными органами с учетом территориального распределения, установленного приложением 1 к вышеназванной Государственной программе.

Таким образом, Правительством Республики Беларусь, начиная с 2010 года, принимаются меры по решению изложенных в Вашем обращении проблемных вопросов.

Работа в данном направлении будет продолжена совместно с Минским горисполкомом и облисполкомами.

Предложение:

Предлагается приравнять семьи, воспитывающие детей с инвалидностью к многодетным семьям в части улучшения жилищных условий. Предлагаем дополнить Указ Президента Республики Беларусь №474, определив там, что родители, воспитывающие ребенка с инвалидностью получают господдержку при строительстве квартир как в типовых панельных домах, так и в монолитных каркасных домах.

Ответ:

Действующим законодательством для семей, воспитывающих ребенка-инвалида, предусмотрены определенные льготы при улучшении жилищных условий, к которым относится предоставление жилого помещения социального пользования, а также получение государственной поддержки на строительство жилья.

Для реализации права на получение жилого помещения социального пользования, установленного в статье 105 Жилищного кодекса Республики Беларусь, граждане, в составе семьи которых имеются дети-инвалиды, должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и быть включенными в отдельные списки учета желающих на получение такого жилья.

При этом социальное жилье не предоставляется, если у гражданина и членов его семьи, совместно состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственности имеется жилое помещение в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. м и более (в городе Минске 10 кв. м и более) на одного человека, соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

Вопросы предоставления государственной поддержки урегулированы Указами Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее Указ № 13) и от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее — Указ № 240).

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа N9 13 внеочередное право на получение льготных кредитов имеют: многодетные семьи; граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства и lI группы.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа N2 240 право на внеочередное получение субсидии на уплату части процентов предоставляется состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий малообеспеченным гражданам, из числа: многодетных семей; граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства и П группы.

Таким образом, государственная поддержка граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, при строительстве (реконструкции) жилых помещений осуществляется во внеочередном порядке наравне с многодетными семьями.

При этом в соответствии с действующим законодательством направление граждан на строительство жилья осуществляется в строгом соответствии с очередностью принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по каждой конкретной категории учета.

Согласно подпункту 1.3-1 пункта 1 Указа № 13, льготные кредиты и одноразовые субсидии предоставляются на строительство жилых помещений в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах типовых потребительских качеств, перечень проектов (серий) которых утверждается Министерством архитектуры и строительства.

Законодательством не установлена зависимость типа возводимых жилых домов от оснований нуждаемости.

Предложение:

Предлагается белорусским предприятиям принимать более активное участие в тендерах на территории Российской Федерации.

Ответ:

Вопросу участия белорусских строительных организаций в строительстве объектов на территории Российской Федерации уделяется огромное внимание.

С целью увеличения объемов экспорта строительных и инженерных услуг создан холдинг, в состав которого вошли крупные строительные организации республики.

Организации холдинга постоянно участвуют в тендерах на территории Российской Федерации. В настоящее время силами холдинга осуществляется строительство объектов социального назначения в Калужской области. Планируется начало строительства социальных объектов на территории Ленинградской области и г. Санкт-Петербург.

Работа в данном направлении будет продолжена.

Предложение:

Хотелось бы, чтобы были разработаны программы по оказанию государственной финансовой поддержки в погашении не льготных кредитов на покупку жилья. Идеально было бы доработать Положение о порядке предоставления молодым и многодетным семьям финансовой поддержки в погашении задолженности по кредитам, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 №585 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 №610) и распространить действие данного документа не только на кредитные договоры, заключенные до 06.08.2017, а продлить срок.

Ответ:

Действие Указа Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» (далее — Указ № 585) отменено в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее — Указ № 240), и внесение изменений в него невозможно.

В соответствии с пунктом 13 Указа № 240 подача и рассмотрение заявлений о предоставлении финансовой поддержки в соответствии с Указом N2 585 в погашении задолженности по кредитам, предоставленным по заключенным до 7 августа 2017 года кредитным договорам, принятие по таким заявлениям решений и их исполнение осуществляются в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Предложение:

Предлагаю рассмотреть вопрос изменения государственной поддержки населения в жилищной сфере. Уделить больше внимания молодым семьям.

Ответ:

Согласно статье 15 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-3 «Об основах государственной молодежной политики», государство принимает меры по созданию надлежащих условий для укрепления института семьи, стимулирования молодежи к созданию семьи с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, сочетания родителями трудовой деятельности и исполнения семейных обязанностей, улучшению жилищных условий молодых семей.

Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» установлено право молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, относящихся к категории малообеспеченных граждан Республики Беларусь, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
В целях создания условий для удовлетворения гражданами Республики Беларусь потребности в доступном и качественном жилье постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.012021 №51 утверждена Государственная программа «Строительство жилья» на 2021 — 2025 годы (далее - Государственная программа).

Приоритетным направлением реализации Государственной программы будет сбалансированное развитие разных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от их доходов, предпочтений и места проживания как с использованием мер государственной поддержки социально незащищенных категорий населения, так и с применением новых механизмов финансирования строительства: развитие системы жилищных строительных сбережений, совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования.

Финансирование Государственной программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах. В целях обеспечения привлечения средств организаций для финансирования жилищного строительства постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2000 №428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства» руководителям организаций всех форм собственности рекомендовано обеспечивать выделение состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

При этом размер займа может устанавливаться в процентах от стоимости строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения на момент выдачи займа. Сроки пользования займом и его возврата, размер процентов определяются индивидуально для каждого заемщика организацией, выдающей заем.

Кроме того, расходы на строительство или покупку жилья, в том числе на выплату кредита, учитываются при расчете подоходного налога. На них уменьшается доход, с которого уплачивается налог, т.е. предоставляется имущественный налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1.1 пункта статьи 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть).

Таким образом, на законодательном уровне закреплены различные варианты содействия гражданам в приобретении жилья, в том числе молодым семьям при условии соответствия установленным требованиям.

Предложение:

Предлагается оказывать поддержку при строительстве и приобретении жилья не только многодетным семьям. Государство должно адресно подходить к этому вопросу и поддерживать инициативы людей, которые не рассчитывают только на государство, а сами стремятся к достижению желаемой цели — иметь собственное жилье.

Ответ:

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. N2 13 (далее - Указ № 13) и Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 201 7 г. № 240 (далее - Указ № 240) право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья предоставлено не только многодетным семьям, но и семьям, воспитывающим одного (двух) детей. Например, к категориям граждан, имеющим право на получение государственной поддержки, отнесены молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей; граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитии; граждане, осуществляющие строительство жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках, и др.

Следует отметить, что право на получение государственной поддержки при строительстве жилья имеют все малообеспеченные очередники населенных пунктов до 20 тыс. человек, в том числе граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в населенных пунктах с численностью населения более 20 тыс. человек, но строящие жилье в вышеуказанных населенных пунктах. Такое право они могут реализовать при условии соблюдения принципа очередности предоставления государственной поддержки.

Вышеуказанным категориям граждан в порядке очередности подлежат предоставлению в соответствии с Указом № 13 льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья на срок до 20 лет под 5% годовых либо в соответствии с Указом № 240 субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми на строительство (реконструкцию) жилья, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 2 процентных пункта.

Предложение:

Предлагается в Минске, в качестве эксперимента, построить дома с квартирами-студиями. Площадью до 20 кв.м. На мой взгляд, туда охотно пойдут жить молодые семьи или старики.

Ответ:

В 2020 году Минстройархитектуры совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом рассматривалась возможность проектирования и строительства в республике малогабаритного жилья (квартир-студий).

По информации облисполкомов и Минского горисполкома доля малогабаритного жилья в общем объеме возводимого жилья в 2020 году не превысила 1%. Застройщики отмечают отсутствие устойчивого спроса на такое жилье у участников долевого строительства.

Наращивание объемов строительства малогабаритного жилья потребует корректировки существующих или разработки новых типовых проектов жилых домов, внесения изменений в технологию производства сборных железобетонных изделий, приобретен необходимой технологической оснастки предприятиями. Реализация перечисленных мероприятий займет от 8 месяцев до 1,5 лет и потребует дополнительных материальных затрат.

Строительство малогабаритного жилья не решает принципиально проблему уменьшения количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, существенно увеличит показатель плотности жилищного фонда, предусмотренный градостроительной документацией, создаст проблемы с обеспечением нормативного количества мест для парковки автомобилей, отразится на вместимости социальных объектов.

Учитывая изложенное, работа в данном направлении продолжается в части изучения зарубежного опыта и опыта Российской Федерации по строительству малогабаритного жилья с целью выработки подходов и предложений, адаптированных к сложившимся условиям и потребностям граждан в Республике Беларусь.

Предложение:

Предлагается на землях участков личных подсобных хозяйств разрешить строительство жилых домов для граждан, имеющих эти участки в собственности.

Ответ:

Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной документации и проектной документации, а также исходя из принципа использования земельного участка по целевому назначению.

Законом Республики Беларусь от 11.11.2002 № 149-3 «О личных подсобных хозяйствах граждан» определено право граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства, возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных для этих целей.

Возведение жилых домов на участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, нарушает принцип использования земельного участка по целевому назначению и Минстройархитектуры не усматривает веских оснований для изменения законодательства в части разрешения строительства жилых домов на таких участках.

Предложение:

Предлагается оказывать государственную поддержку при строительстве и покупке жилья одиноким малоимущим матерям по аналогии государственной поддержки, оказываемой многодетным семьям.

Ответ:

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г, № 13 (далее - Указ З) и Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 (далее - Указ № 240) определен перечень категорий лиц, имеющих право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.

Право на получение государственной поддержки предоставлено не только многодетным семьям, но и семьям, воспитывающим одного (двух) детей. Например, к категориям граждан, имеющих право на получение государственной поддержки, отнесены молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей; граждане, проживающие не менее 10 лег в общежитии; граждане, осуществляющие строительство жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках, и др.

Справочно: для целей названных указов под молодой семьей понимается семья, в которой хотя бы один из супругов (родитель в неполной семье) находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а для граждан, принятых на такой учет до вступления в брак (рождения, усыновления, удочерения ребенка), на дату заключения брака (рождения, усыновления, удочерения ребенка).

Вышеуказанным категориям граждан в порядке очередности подлежат предоставлению льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в соответствии с Указом № 1 3 на срок до 20 лет под 594 годовых . Также молодым семьям из числа вышеуказанных категорий лиц, при рождении первого и (или) второго ребенка после заключения кредитного договора предоставляется финансовая помощь в погашении льготных кредитов в размере 10 (20)% от суммы задолженности, а семьям, имеющим двоих несовершеннолетних детей, при рождении третьего ребенка после заключения кредитного договора и приобретении статуса многодетных - изменяются условия льготного кредитования и предоставляется финансовая помощь в погашении льготных кредитов в размерах, предусмотренных для многодетных семей.

Кроме того, вышеназванным категориям граждан, не получившим льготный кредит, при подходе очереди в рамках Указа № 240 подлежит предоставлению субсидия на уплату части процентов за пользование кредитом, выдаваемым на строительство (реконструкцию) жилья, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 2 процентных пункта. Также предусмотрено право молодых семей, из числа вышеуказанных категорий лиц, на получение субсидии на погашение основного долга по кредиту при рождении первого (второго) ребенка в размере 10 (20)% от суммы задолженности по кредиту совместно с субсидией на уплату части процентов по кредиту, а семьям, имеющим двоих несовершеннолетних детей, при рождении третьего ребенка после заключения кредитною договора и приобретении статуса многодетных - на получение вышеуказанных субсидий в размерах, предусмотренных для многодетных семей.
Интернет-ресурсы