Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

01.12.2022

Планируемые изменения по земельному налогу с 01.01.2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ С 01.01.2023

Проектом Закона "Об изменении законов по вопросам налогообложения" (далее - проект Закона), опубликованным 29.11.2022 на сайте pravo.by планируются изменения в земельном налоге. 

Рассмотрим основные из них.



1. Существенные корректировки в земельном налоге

1.1. Исчисление земельного налога и подача декларации

Начиная с налогового периода 2023 г. земельный налог будут исчислять не организации, а налоговые органы. Причем рассчитывать налог планируют по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 - 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 1 проекта Закона).
Предполагается, что не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации будут получать от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период (далее - предварительно заполненная декларация), которые имеются в налоговых органах.
Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и направляют ее обратно в налоговый орган.

Движение годовой предварительно заполненной декларации:

Предварительно заполненную декларацию налоговые инспекции не планируют направлять:
- организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения;
- организациям, указанным в ч. 1 п. 12 ст. 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые по п. 1 ст. 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин).
Таким образом, по проекту Закона организации самостоятельно не исчисляют земельный налог за 2023 г. и не представляют декларацию по сроку не позднее 20.02.2023. Налог за указанный год рассчитает инспекция МНС и не позднее 30.01.2024 вышлет в адрес организации предварительно заполненную декларацию за 2023 г. Не позднее 20.02.2024 организация должна вернуть подписанную декларацию налоговой.

Движение предварительно заполненной декларации за 2023 г.:

Предполагается, если после 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, инспекция МНС получит новые или отличные от уже имевшихся сведения о земельных участках за истекший налоговый период, она направит организациям на портал МНС предварительно заполненную декларацию (уточненную предварительно заполненную декларацию), сформированную с учетом новых сведений. Срок направления - не позднее 10 рабочих дней со дня поступления новых сведений.
В свою очередь, организации не позднее 10 рабочих дней со дня получения такой предварительно заполненной декларации при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают ЭЦП и направляют ее обратно в налоговый орган.

Движение уточненной предварительно заполненной декларации:

 

  Обратите внимание!
Планируется, что независимо от получения от налогового органа предварительно заполненной декларации организации будут самостоятельно представлять декларацию по земельному налогу:
- при их ликвидации, реорганизации - в порядке, установленном ст. 44 и 45 НК;
- необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларации, представленные за истекший налоговый период, - в порядке, установленном ст. 40 НК.

Предусматривается обязательное представление организациями в инспекцию МНС уведомлений о земельных участках, с учетом которых налоговый орган будет исчислять земельный налог. Срок их подачи - не позднее 1 декабря текущего налогового периода. В том числе это:
- уведомление о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки налога по решениям местных Советов депутатов;
- уведомление о земельных участках, по которых организации вправе применить понижающие коэффициенты к годовой ставке земельного налога;
- уведомление о передаче бюджетными организациями в аренду (иное пользование) капстроений (их частей), расположенных на земельных участках;
- иные установленные сведения.
Кроме того, в указанный выше срок организации вправе представить уведомления:
- о земельных участках, по которым применяются льготы по земельному налогу;
- фактическом использовании земельных участков с нарушением законодательства (предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых землях, земельных участках, находящихся в госсобственности, которые получены в аренду и своевременно не возвращены).

1.2. Уплата земельного налога

Планируются введение авансовой уплаты земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 1 проекта Закона).

  Обратите внимание!
Авансовые платежи в течение налогового периода не будут уплачивать:
- бюджетные организации;
- плательщики единого налога для сельхозпроизводителей.

Авансовые платежи будут определяться организациями в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период.
Иной порядок определения аванса предусматривается для уполномоченных лиц, указанных в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК (далее - уполномоченные лица), по обязательствам организаций из ч. 1 п. 12 ст. 243 НК при отсутствии у них органов управления. Они будут определять авансовые платежи исходя из размера сумм земельного налога, фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах.

Запланированы следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей - не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.

  Обратите внимание!
На 2023 год устанавливается переходная норма по уплате авансовых платежей. Планируется, что в 2023 г. независимо от указанных выше порядка определения авансов и сроков их уплаты организации будут уплачивать авансовые платежи 4 раза в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период. Сроки уплаты авансов - не позднее 22.02.2023, 22.05.2023, 22.08.2023, 22.11.2023. По сроку не позднее 22.02.2024 нужно будет заплатить разницу между годовой суммой земельного налога по декларации за 2023 год и авансовыми платежами.
Такой порядок уплаты авансов не распространяется на бюджетные организации, плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей и уполномоченных лиц, указанных в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК (подп. 5.3 ст. 5 проекта Закона).

Сроки уплаты организациями (кроме бюджетных и плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей) авансовых платежей по земельному налогу за 2023 г.:
 
Земельный налог по итогам истекшего налогового периода будут уплачивать не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом:
- организации - в размере разницы между суммой земельного налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, и авансовыми платежами за указанный налоговый период;
- бюджетные организации, плательщики единого налога для сельхозпроизводителей - в размере исчисленной суммы земельного налога за налоговый период;
- уполномоченные лица по обязательствам организаций из ч. 1 п. 12 ст. 243 НК при отсутствии у них органов управления - в размере разницы между фактически полученными от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах суммами земельного налога и авансовыми платежами за указанный налоговый период.

Порядок и сроки уплаты земельного налога:

--------------------------------
<*> Не уплачивают бюджетные организации и плательщики единого налога для сельхозпроизводителей.

  Обратите внимание!
Предполагается, что декларацию по земельному налогу за 2022 г. обязаны представить либо внести в нее соответствующие изменения (подп. 5.1 ст. 5 проекта Закона) организации:
- на которых в IV квартале 2022 г. распространялись положения ч. 2 п. 7 ст. 243 НК - при переходе на общий порядок налогообложения либо на особый режим налогообложения с уплатой земельного налога;
- плательщики единого налога для сельхозпроизводителей, которые по итогам 2022 г. не выполнили условие по выручке, установленное п. 1 ст. 347 НК.
Срок подачи декларации - не позднее 20.02.2023.
Срок уплаты (доплаты) такими организациями земельного налога за 2022 г. - не позднее 22.02.2023 (подп. 5.2 ст. 5 проекта Закона).

1.3. Учет земельного налога при налогообложении прибыли

Предусматривается, что организации суммы земельного налога будут включать в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - затраты) (п. 1, 2 ст. 245 НК-2023, п. 134 ст. 1 проекта Закона):
- в квартале текущего налогового периода, на который приходится срок уплаты авансового платежа, - в сумме авансовых платежей;
- IV квартале текущего налогового периода, в котором производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между суммой земельного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой авансовых платежей за этот налоговый период. 
Бюджетные организациями и плательщики единого налога для сельхозпроизводителей суммы земельного налога будут включать в затраты в IV квартале текущего налогового периода в размере суммы земельного налога, исчисленной за налоговый период.

2. Традиционные изменения в земельном налоге

2.1. Корректировка перечня земельных участков, освобожденных от земельного налога

С 01.01.2023 планируется (п. 1 ст. 239 НК-2023, п. 129 ст. 1 проекта Закона):

- отменить исключение по подп. 1.1 ст. 239 НК.
Весь земельный участок, занятый материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Совмином, будет подлежать освобождению;

- дополнить и изложить в новой редакции льготу по подп. 1.9 ст. 239 НК в отношении земельных участков организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
Кроме санаторно-курортных и оздоровительных организаций будут освобождаться и земельные участки иных организаций в части, которая используется обособленными подразделениями этих организаций для осуществления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения. 
В отношении льготы по земельным участкам организаций культуры конкретизировано, что заключение об отнесении юрлиц к организациям культуры будет выдавать Министерство культуры;

- изложить в новой редакции льготу по подп. 1.19 ст. 239 НК.
Будет конкретизировано, в какой части земельного участка применяется освобождение;

- ввести новую льготу в отношении земельных участков организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство.
Льгота будет применяться по квартал, в котором внесена запись в ЕГР об исключении организации из этого регистра.

2.2. Увеличение порога кадастровой стоимости земельного участка за 1 га для целей установления налоговой базы

Изменение размера порога выглядит так (п. 130 ст. 1 проекта Закона):

Вид оценочной зоны земельного участка Размер порога (в руб. за гектар)
 2022 г. <*> 2023 г. <**>
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций 9228 11 018
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных рынков, игорных заведений 6151 7344
Общественно-деловая зона для размещения иных объектов 33 551 40 060
Производственная зона 16 775 20 029
Рекреационная зона 18 452 22 032
Жилая многоквартирная зона 49 210 58 757
Жилая усадебная зона 24 606 29 380

--------------------------------
<*> Подп. 6.5 - 6.11 ст. 240 НК.
<**> Подп. 6.5 - 6.11 ст. 240 НК-2023, п. 130 ст. 1 проекта Закона.

2.3. Индексация ставок земельного налога

С 01.01.2023 будут увеличены (п. 131, 194 ст. 1 проекта Закона):

- ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь, по всем оценочным зонам:

Вид оценочной зоны земельного участка Размер ставки (в руб. за гектар)
 2022 г. <*> 2023 г. <**>
Общественно-деловая зона, производственная зона, рекреационная зона 184,52 220,32
Жилая многоквартирная зона 12,32 14,71
Жилая усадебная зона 24,61 29,38

--------------------------------
<*> Подп. 6.1 - 6.3 ст. 241 НК.
<**> Подп. 6.1 - 6.3 ст. 241 НК-2023, п. 131 ст. 1 проекта Закона.

- ставки земельного налога на земли сельхозназначения (приложения 3 и 4 к НК, приложения 3 и 4 к НК-2023, п. 194 ст. 1 проекта Закона);

- ставка на земли сельхозназначения, занятые капстроениями: 1,24 руб. за гектар вместо 1,04 руб. (п. 3 ст. 241 НК, п. 131 ст. 1 проекта Закона).

2.4. Корректировка порядка определения налоговой базы

Ежегодно кадастровая стоимость земли, применяемая в качестве налоговой базы земельного налога, пересчитывается. На 01.01.2023 налоговая база для исчисления земельного налога за 2023 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке (п. 3 ст. 5 проекта Закона):

- для общественно-деловой зоны - в белорусских рублях на дату оценки этой зоны;
- жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон - в белорусских рублях на дату оценки такой зоны, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.;
- жилой многоквартирной зоны - в белорусских рублях на дату оценки такой зоны, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.;
- производственной зоны - в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 гг. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.

3. Изменения по земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения

Законом N 141-З планировалось увеличение ставки земельного налога на коэффициент 3 в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капстроения (абз. 9 п. 135 ст. 2 Закона N 141-З). Положения по их налогообложению должны были применяться с 01.01.2023.
Проектом Закона в упомянутых положениях предусматриваются корректировки. В частности, предполагается новое определение таких земельных участков (абз. 8 - 12 п. 3 ст. 238 НК-2023, п. 128 ст. 1 проекта Закона):

П. 132 ст. 2 Закона N 141-З Абз. 8 - 12 п. 3 ст. 238 НК-2023, п. 128 ст. 1 проекта Закона
Земельные участки, на которых отсутствуют капстроения - земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты их предоставления:
не произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) (в случае, если они подлежат госрегистрации);
не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (в случае, если их госрегистрация не требуется) Земельные участки, на которых отсутствуют капстроения - земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется - в течение трех лет с даты госрегистрации перехода прав на такой земельный участок) либо в течение трех лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:
не произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) и (или) госрегистрация изменения капстроений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса (за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом) (в случае, если они подлежат госрегистрации);
не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их госрегистрация не требуется);

По проекту Закона к земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, будут дополнительно относить земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений).
Конкретизируется дата, от которой будут отсчитывать 3 года. Это дата принятия решения о предоставлении земельного участка (если решения нет - дата госрегистрации перехода права на землю) либо дата принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка.
Кроме того, планируется исключить применение ставки, увеличенной на коэффициент 3, в отношении земельных участков в период завершения строительства элементов благоустройства, которые являются отдельной очередью строительства или пускового комплекса.

С учетом нового определения земельных участков, на которых отсутствуют капстроения, будет обновлен и период исчисления земельного налога по ставке, увеличенной на коэффициент 3 (п. 6-1 ст. 243 НК-2023, п. 132 ст. 1 проекта Закона):

Абз. 18 п. 136 ст. 2 Закона N 141-З П. 132 ст. 1 проекта Закона
Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, исчисляется организациями с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3 в соответствии с п. 12-1 ст. 241 НК-2023, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с даты принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода прав на земельный участок, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:
произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) (в случае, если они подлежат госрегистрации);
принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (в случае, если их госрегистрация не требуется) Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, исчисляется организациями (организациям) с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3 в соответствии с п. 121 ст. 241 НК-2023, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с одной из дат, определенных в абз. 8 п. 3 ст. 238 НК-2023, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:
произведена госрегистрация создания и (или) изменения капстроений (зданий, сооружений) в случаях, указанных в абз. 9 п. 3 ст. 238 НК-2023;
принято в эксплуатацию сооружение и (или) передаточное устройство и (или) последняя очередь строительства и (или) пускового комплекса в случаях, указанных в абз. 10 п. 3 ст. 238 НК-2023

Как и прежде, планируется, что бюджетные организации будут признаваться плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения (абз. 3 п. 131 Закона N 141-З, п. 127 ст. 1 проекта Закона, п. 1 ст. 237 НК-2023).
Земельные участки, по которым применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3, не будут освобождать от земельного налога согласно законодательным актам и НК, если в них прямо не установлено иное. Ранее планировалось, что на такие участки не распространяются льготы по п. 1 ст. 239 НК (абз. 13 п. 133 ст. 2 Закона N 141-З, п. 129 ст. 1 проекта Закона, п. 2-1 ст. 239 НК-2023).

Предполагается, что сведения о земельных участках для целей применения ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 3, будут ежегодно поступать в МНС от республиканской организации по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Срок поступления - не позднее 10 января года, следующего за отчетным налоговым периодом (п. 132 ст. 1 проекта Закона, п. 21 ст. 243 НК-2023).

  Обратите внимание!
Устанавливается, что земельный налог, который исчислен по ставке, увеличенной на коэффициент 3, организации не включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 134 ст. 1 проекта Закона, подп. 3.5 ст. 245 НК-2023).

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2022
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

Контакты
Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:




Обращения граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
Телефонный справочник Министерства
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

Со 2 января 2023 г. вступил в силу измененный Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» , который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).

Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Интернет-ресурсы