Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

01.02.2016

Иосиф Лангбард — зодчий вне времени и моды

…Невольно услышанный разговор в троллейбусе словно вернул пассажиров на добрых полвека, а то и больше назад. Проезжая мимо сквера у здания Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, украшенного высокими деревьями и декоративными растениями, две седовласые женщины принялись вспоминать как они, коренные минчанки, в студенческие годы — после Великой Победы — благоустраивали эту территорию, высаживали здесь саженцы, с каким благоговение любовались величественным сооружением самого театра, как мечтали, что однажды это место станет самым красивым в белорусской столице… А ведь мало кто задумывается о том, что главный в Беларуси храм муз украшает Минск уже без малого 80 (!) лет. Авторство этого уникального масштабного здания принадлежит знаменитому советскому архитектору Иосифу ЛАНГБАРДУ, который оставил на белорусской земле о себе вечную память себе в виде знаковых объектов, неподвластных времени, событиям и моде.

Родился будущий зодчий в городе Бельске бывшей Гродненской губернии (ныне территория Польши) в 1882 году. Увлечение изобразительным творчеством проявилось у него уже в раннем детстве. Окончив в 1901 году гимназию, молодой человек прошел курс обучения на архитектурном отделении художественного училища Общества изящных искусств в Одессе. В 1907 году переехал в Петербург и поступил на архитектурное отделение Академии художеств. В этот же период начинающий специалист начинает работать — пробует себя помощником архитектора на разных стройках Петербурга. В начале Первой мировой войны он был призван в армию и после окончания военно-технических курсов направлен служить начальником инженерного отряда, в качестве которого руководил строительством объектов в тылу и на фронте. При этом Лангбард продолжал активно заниматься проектированием гражданских зданий и даже участвовал в конкурсах…

Наиболее плодотворный период творчества Иосифа Григорьевича приходится на 1930-е. Именно тогда ему удалось воплотить в жизнь свои самые яркие проекты. Примерно в то же время начинается его деятельность в Беларуси. По поручению Совета Народных Комиссаров Белорусской ССР Иосиф Лангбард участвует в строительстве 1-ой Белорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки в Минске (1929-1931 гг.). Вскоре его приглашают для проектирования застройки центральной части белорусской столицы, и архитектор предлагает макеты трех зданий: Дома правительства, Театра оперы и балета и Дома Красной Армии.

После открытого всесоюзного конкурса на проектирование Дома правительства БССР Лангбард получает 1-ю премию и право на осуществление своего проекта. Местом для возведения сооружения выбрали участок по Советской улице, начиная с Новомосковской и кончая улицей Берсона, причем тогда пришлось сносить множество деревянных строений, загромождавших весь район… Объект был завершен в 1934 году, он считается образцом архитектурного творчества той эпохи. Памятник Владимиру Ленину, установленный на площади перед Домом правительства, Лангбард разрабатывал вместе с ленинградским скульптором Матвеем Манизером. В 1933-м Верховный Совет БССР присваивает Иосифу Григорьевичу почетное звание Заслуженного деятеля искусств и архитектуры БССР.

Здание театра оперы и балета было заложено еще в 1933 году. Говорят, что изначально архитектор планировал создать универсальное здание с механизированной сценой и большим зрительным залом. Однако уже в процессе строительства было решено пересмотреть проект и сократить параметры сооружения (якобы минский театр рисковал превзойти по размерам московский). Одновременно с театром оперы и балета в Минске по проекту Иосифа Лангбарда возводился Дом Красной Армии. В 1935-м архитектор берется доработать проект главного корпуса Академии наук БССР, предложенный его коллегой Георгием Лавровым. К этому времени были начаты работы по строительству двух отдельных зданий главного корпуса. Иосиф Лангбард соединил их общим вестибюлем и наружной двухрядной колоннадой. Накануне Великой Отечественной войны в этом здании размещались Президиум и архив Академии наук, библиотека, институты экономики, истории, литературы и языка…

В первые же дни войны, которую Иосиф Лангбард, кстати, встретил в Минске, на здание театра упала бомба и разрушила зрительный зал. Позже немецкие власти содержали в этом сооружении… лошадей, а убранство театра и вовсе вывезли в Германию. В Доме правительства разместились штабы эсэсовцев, гестапо, люфтваффе и продовольственные склады. Для подвоза и отправки грузов со станции Минск-Пассажирская транспортные войска проложили к Дому правительства железнодорожную ветку. Здание горело и едва не было взорвано нацистами, которые заминировали его при отступлении. Спасло здание от полного разрушения стремительное наступление Красной Армии. Семиметровую бронзовую статую Ленина тоже вывезли в Германию — на переплавку. Однако в мастерской Манизера в Ленинграде были обнаружены формы, по которым памятник отливали в довоенные годы, и монумент в 1945 году был восстановлен.

Словом, здания, которые до войны построил для Минска Лангбард, серьезно не пострадали во время оккупации. «Они заговоренные», — полушутя-полусерьезно характеризуют их исследователи творчества архитектора…

Практически всю войну Иосиф Лангбард провел в эвакуации в Ярославльской области, но связей с Минском не терял. Он установил контакты с правлением Союза архитекторов Беларуси и в одном из писем писал коллегам: «Радуюсь тому, что Белорусское отделение ССА (Союза советских архитекторов) начинает оживать. Чем смогу быть полезен — к Вашим услугам... Само собой разумеется, что, кроме большого монумента для Белоруссии — героям Отечественной войны, нужен целый ряд памятников на местах крупных боев в память павших героев. Я сейчас над этим тоже работаю по личной инициативе и могу с Вами поделиться материалами».

В августе 1944-го, после освобождения Минска, Лангбард вошел в состав комиссии Комитета по делам архитектуры при СНК СССР, занимавшейся вопросами восстановления столицы Беларуси. Наряду с белорусскими архитекторами он участвовал в разработке эскиза планировки Минска, явившегося основой нового генерального плана города, возглавил первую мастерскую, созданную при Управлении по делам архитектуры при СНК БССР, в которой готовилась проектная документация по реконструкции разрушенных жилых домов и общественных сооружений. Кроме того, Иосиф Григорьевич руководил работами по восстановлению зданий, построенных в довоенные годы по его проектам.
«Мое участие в послевоенной сталинской пятилетке будет связано с дальнейшим восстановление не только Минска, но и других городов Беларуси», — писал архитектор в 1947 году в журнале «Архитектура и строительство». И он снова и снова приезжал в ставший любимым Минск, чтобы вернуть городу прежний облик, в котором до сих пор просматривается «почерк» ленинградского зодчего…

Сегодня не подлежит сомнению тот факт, Иосиф Лангбард является одним из ярких специалистов, который внес весомый вклад в историю становления и развития архитектуры Беларуси. При этом стремился он и к тому, чтобы передать коллегам накопленный опыт и знания. Так, выступая на II съезде белорусских архитекторов еще в апреле 1941 года, Иосиф Григорьевич, как свидетельствуют архивные данные, адресовал делегатам такие слова:

— Если, говоря об архитекторе, мы используем слово «синтез», то это представляет собой чувство знания — фактически он должен быть мыслителем, художником и техником. И только люди, обладающие такими качествами, имеют преимущество в проектировании. Отсутствие какого-либо из этих трех качеств мешает работе и в лучшем случае приводит к подражанию чужих мыслей, чужих дел. Следовательно, архитектор должен обязательно знать технику и должен хорошо уметь рисовать, а главным образом, хотя я это говорю в последнюю очередь, но главным образом он должен уметь мыслить!

…Архитектор, стоя крепкими ногами на земле, должен одновременно обладать известной фантазией, он должен не только учитывать современность, но и опережать ее. А для этого нужно время, чтобы изучить каждый вопрос, за который берется. Я настаиваю, что ни один дом — будь то жилой дом или сторожевая будка, — за 2-3 недели не может быть сделана хорошо.

В этом выступлении Иосиф Григорьевич подверг критике приверженцев так называемой «скоростной архитектуры», подчеркнув, что если «перед вами имеется не сооружение, а большая клякса, — это будет вам портить всю вашу жизнь, пока вы будете ее наблюдать».

Его собственная мастерская в огромной квартире на Кировском проспекте в Ленинграде занимала почти 50 м2. Посреди стоял мольберт, за которым архитектор работал. На стенах — фотографии знаменитых соборов и зданий. У стены — кожаный диван. Рядом на чертежном столике, всегда под рукой, лежало множество цветных карандашей, рисунков и метелочка из перьев. Он работал всегда — каждый день и каждый час. И его творческое наследие трудно переоценить.

— По своим профессиональным взглядам Иосиф Лангбард был приверженцем критического освоения и использования традиций прошлого. В классике он ценил архитектурную дисциплину и порядок, соразмерность основных форм, — рассказывает корреспонденту «РСГ» ведущий научный сотрудник Белорусского государственного архива научно-технической документации Галина ШОСТАК. — Иосиф Григорьевич стремился развить одну из традиций белорусской национальной архитектуры — ясность и простоту композиционного решения, лаконизм и сдержанность в применении декоративного убранства. Здания, построенные по проектам Лангбарда, и его конкурсные работы отличаются четкостью и, можно сказать, своего рода деловитостью. Создавая крупные общественные сооружения, зодчий с присущей ему высокой художественной культурой заставлял каждый введенный элемент работать с полной нагрузкой. Он любил повторять: «Лучше не знать, как украсить здания, чем сделать в них лишнее». В то же время подчеркивал, что современная архитектура должна ориентироваться на возможность постоянного обновления, развития, создания новых форм в зависимости от своего содержания…

Ушел из жизни Иосиф Лангбард незадолго до своего 69-го дня рождения — в январе 1951 года.

После смерти зодчего его вдова Ольга Гавриловна Лангбард обратилась в Союз архитекторов БССР с просьбой помочь в разрешении вопроса о хранении его творческого архива. Просьба осталась без ответа. В 1967 году вдова передала архив в Музей истории Ленинграда.

Пару лет назад автором-составителем фотоальбома о творчестве и жизни архитектора Лангбарда в Минске выступила Галина Шостак. Скрупулезная работа с архивными документами и фотографиями, детальное изучение эскизных проектов и интерьеров, созданных Иосифом Григорьевичем в разные годы, знакомство с уникальными материалами, которые ни разу не публиковались в белорусской прессе, позволили ведущему научному сотруднику БГАНТД создать полномасштабный иллюстрированный каталог, посвященный одному из выдающихся зодчих Европы XX века. На данный момент фотоальбом ждет своего часа в издательстве…

Наталья НИЯКОВСКАЯ,
фото: из архивов БГАНТД
Контакты
Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:




Обращения граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
Телефонный справочник Министерства
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

Со 2 января 2023 г. вступил в силу измененный Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» , который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).

Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Интернет-ресурсы